№1, 1962/В шутку и всерьез

Литературоведение в век кибернетики

Новогодняя фантазия

Ученому секретарю Института космической литературы.

Копия: журналу «Вопросы литературы».

Январь 2062 года.

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с перспективным планом Института космической литературы мне поручено собирание материалов для 18-томной «Истории литературоведения». Приступив к работе, я провел серию архивных разысканий. Учитывая своеобразие обнаруженного мною материала – и его познавательную ценность, считаю целесообразным, не дожидаясь завершения всего труда, опубликовать в периодической печати некоторые сведения о развитии литературоведения в век кибернетики. В наше время, когда наука о литературе достигла небывалого расцвета, отдельные эпизоды из ее истории могут показаться поистине фантастическими.

Трудно поверить, но факт остается фактом: в те далекие годы тиражи изданий по истории и теории литературы неуклонно падали. А ведь сегодня монографии, очерки, сборники и даже ученые записки, создаваемые нашими коллегами, расходятся молниеносно и книгораспределяющая сеть не в силах удовлетворить постоянно растущий интерес массового читателя.

Кажется невероятным, но около ста лет назад отдельные, не в меру горячие критики высказывали мнения о желательности передачи творческих функций литературоведов высокоорганизованным электронным машинам, И удивительнее всего, что находились готовые капитулировать ученые, которых мы

по этой причине не можем считать своими предшественниками. Вместо поисков новых путей и оригинальных форм литературоведческих исследований, соответствующих актуальным задачам той бурной эпохи, они склонны были мириться с несправедливыми упреками, раздававшимися в адрес науки о литературе в целом. Между тем уже тогда, в середине XX века, успешно трудился большой отряд ученых, чьи сочинения, богатые по содержанию, глубокие по мысли, увлекательные по изложению, сохранили свое значение и до наших дней.

Однако историю не следует приукрашивать. Нам поэтому кажется, что материалы, приводимые ниже, представляют некоторый – пусть и ограниченный – интерес для характеристики определенного этапа в развитии литературоведения.

Итак, интересующий нас эпизод относится к началу 60-х годов XX века. Случилось это уже после того, как спор между физиками и лириками закончился с ничейным счетом. Было якобы доказано, что электронные машины вполне могут заменить стихотворцев, но пока в этом острой необходимости нет. Отбив очередную атаку, утихомирились взволновавшиеся было поэты. Казалось, что и физики успокоились.

На самом деле, все обстояло гораздо сложнее. Нежданно-негаданно угроза нависла над литературоведами. Кибернетики перешли в наступление, на слабо обороняемом участке литературного фронта.

О последствиях этих атак можно в какой-то мере судить ив обнаруженным нами документам. – Оказывается, предпринята была попытка создания опытного института, в котором труд литературоведов заменялся работой автоматов. Штатные научные сотрудники подали в отставку. С внештатными были прекращены трудовые соглашения. Издательство аннулировало все договоры.

Сегодня этот факт стал достоянием истории. Но нам кажется любопытным рассказ о: комплексных поточных линиях, которые, судя по дошедшим официальным отчетам, выполняли на достаточно высоком уровне и в срок научно-исследовательский план. Если верить документам, четыре такие линии, работавшие в опытном институте, вполне обеспечивали издательство нужным количеством монографий, критико-биографических очерков, монументальных историй литературы, ученых записок и сборников статей. Принцип работы этих самонастраивающихся механизмов, действовавших точно по заданной программе, также известен.

Цитировать

Уралов, Р. Литературоведение в век кибернетики / Р. Уралов // Вопросы литературы. - 1962 - №1. - C. 240-244
Копировать