№5, 1958/Литературная критика

Литературный Владимир (Письмо на города на Клязьме)

Кому приходилось бывать во Владимире, тот надолго запомнит отлогие холмы над Клязьмой, сплошь поросшие вишневыми садами. Весной они покрываются нежным белым цветом, и весь город кажется окутанным тонкой дымкой. Удивительно хорош в такие дни Владимир, город, который в нынешнем году отмечает 850-летие со дня своего основания. Один из старейших городов России переживает свою вторую молодость. Редко где можно встретить такое причудливое сочетание старых архитектурных ансамблей с новыми: башенки Княгинина монастыря – и необъятные корпуса Тракторного завода, Золотые Ворота – и стометровая вышка магистрали радиорелейных передач, Дмитриевский собор, построенный еще во времена Андрея Боголюбского, – и утопающие в свежей зелени здания предприятия новейших автомобильных приборов.

Владимир не только промышленный и административный центр области, но и средоточие культурной жизни. Во Владимире работает один из старейших русских драматических театров; областная библиотека имени Горького насчитывает десятки тысяч книг, в числе которых немало редкой и уникальной литературы. По своим художественным сокровищам Владимирский краеведческий музей может считаться в числе первых в Российской Федерации. Удивительные документальные богатства, изученные еще далеко не в полной мере, собраны в местном архиве. По вечерам владимирцы у своих телевизоров смотрят балет Большого театра СССР. Во Владимире и его окрестностях не осталось и следа дореволюционной провинциальности, которую так ярко описал в своих владимирских повестях Н. Златовратский.

Владимир – город, богатый литературными традициями. С местным краем тесно связаны имена Радищева, Пушкина, Одоевского, Герцена, Некрасова и многих других писателей. Природа и люди владимирской земли описаны во многих книгах замечательных русских художников слова.

Проходя по залам краеведческого музея, невольно останавливаешься перед мастерски выполненным портретом. На домотканном холсте маслом изображен еще не старый, но уже убеленный сединами человек. При первом взгляде на портрет обращаешь внимание на прекрасные темные глаза, на их задумчивое и печальное выражение. Под портретом надпись: «Александр Николаевич Радищев. Работа неизвестного художника XVIII века». Интересна история этого портрета, изображающего Радищева таким, каким он был после илимской ссылки. Портрет, написанный крепостным живописцем, некогда принадлежал другу Радищева А. Р. Воронцову. Портрет был привезен в первые годы революции из усадьбы Воронцовых во Владимир.

В одном из городков области – Вязниках – местные краеведы собрали изумительную коллекцию древнерусских рукописей. Здесь в большой рукописной книге «Стоглав» была обнаружена вшитая рукопись художественного произведения. После тщательных исследований установили, что это «Повесть о прихожении Стефана Батория на великий, славный град Псков». О поистине замечательной находке было сообщено в Академию наук СССР. По просьбе Института русской литературы (Пушкинский дом) рукопись из Вязников дважды высылалась в Ленинград. Когда встал вопрос об издании повести, ленинградские ученые обратили серьезное внимание на вязниковский список. Он был положен в основу нового издания воинской повести.

Александр Герцен участвовал в основании первой газеты во Владимире. Совсем недавно во владимирском архиве были обнаружены новые материалы о пребывании в городе писателя-демократа, о его литературной и общественной деятельности. До конца своей жизни Герцен вспоминал годы, проведенные во Владимире, как «чуть ли не самый чистый, самый серьезный период окончившейся юности». В «Былом и думах» Герцен одну из частей назвал «Владимир на Клязьме». Среди вновь найденных документов особенный интерес представляет письмо Герцена в «Попечительный о тюрьмах комитет». Дело в том, что через Владимир в дореволюционное время проходил этапный путь в Сибирь, и на окраине города находилась большая пересыльная тюрьма. Во время пребывания Герцена во Владимире в тюрьму то и дело прибывали новые партии «бунтовщиков»- крестьян. В своем письме Герцен пишет о том, что он желает «по мере возможности участвовать в деле облегчения судьбы тех несчастных, которые подверглись тюремному заключению». Герцен просит комитет принять в помощь заключенным денежную сумму и замечает, что пожертвования он готов «повторять ежегодно – если дозволят обстоятельства».

Много памятного в литературной жизни Владимира происходило в первые годы после Великой Октябрьской социалистической революции. Любопытную страницу, в частности, представляет приезд Маяковского во Владимир, его выступление в здешнем клубе и публикации его стихов в местной газете «Призыв». Так, в 1923 году во Владимире были напечатаны антирелигиозные стихи: «Про Феклу, Аксинью, корову и бога», «Ни знахарство, ни благодать бога в болезни не подмога», стихи, посвященные В. И. Ленину, а также ленским событиям. Стихотворение «Радиоагитатор» было впервые опубликовано на страницах «Призыва» в июне 1925 года.

М. Горький говорил в своем докладе на Первом Всесоюзном съезде советских писателей о литературе, которая начинает развиваться у нас в стране в областях – от Хабаровска до Ростова. «Оценить эту работу, – отмечал М. Горький, – обязанность критики, которая все еще не замечает ее, хотя пора заметить. Эта работа, какова бы она ни была, говорит все-таки о глубине культурного процесса в массе народа».

Общеизвестно, что в партийном документе «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа» указано на необходимость всемерно способствовать росту писательских сил на местах. К сожалению, наша литературная критика подчас проявляет обидное невнимание к писателям, живущим вне столиц и крупных литературных центров. Можно назвать немало писателей, в течение долгих лет пишущих и печатающихся в областях, о которых не появилось ни строчки в центральной прессе.

Владимирская литературная группа за десятки лет своей деятельности вырастила писателей, книги которых известны далеко за пределами области. В 20-х годах большой популярностью пользовались повести Якова Коробова – бытописателя владимирской деревни. В настоящее время областное издательство выпустило однотомник произведений Я. Коробова, чье творчество обратило на себя внимание Горького. Широко известны в стране очерки и стихи Виктора Полторацкого и Владимира Солоухина, начинавших свой литературный путь в литгруппе при редакции газеты «Призыв».

Ныне во Владимире создано литературное объединение, в которое входят молодые поэты, прозаики и критики области. Периодически выпускаются два альманаха -«Владимир» и «Пионерская зорька». Областное книжное издательство за семь лет своего существования опубликовало 328 книг и брошюр общим тиражом 4 миллиона 617 тысяч экземпляров. О таком размахе книжного дела в дореволюционную пору нельзя было и мечтать.

В областном литературном объединении успешно работают и писатели старшего поколения, и молодежь, еще только выпустившая свои первые книги.

Почетом и уважением пользуется на Владимирщине старейший рабочий Иван Абрамович Назаров, приступивший к литературной деятельности еще в глухую дореволюционную пору. В начале века И. Назаров с котомкой за плечами отправился пешком в Москву, чтобы посоветоваться со знающими людьми о своих стихах. Творчество И. Назарова было близко рабочим, и они во время революционных выступлений пели песни поэта, декламировали его обличительные стихи. На владимирских и костромских текстильных предприятиях рабочие любили песню «Нагайка», которая по праву вошла в золотой фонд фабричного фольклора:

Ах, нагаечка, нагаечка,

Памятна ты нам,

Как, гуляя, с присвистом

ложилась по спинам.

Измучены, задавлены

Мы были злой нуждой

И с фабрикантом-каином

Вступили в жаркий бой.

Чиновники же царские

Расправу повели –

Казаки астраханские

на нас войной пошли.

Но мы не устрашилися

Казацкой злой орды,

За право наше билися,

Чтоб выйти из нужды.

Ах, нагаечка, нагаечка,

Памятна ты нам,

Как не раз взвивалася,

Ложилась по спинам.

После Великого Октября вышло несколько книг поэта. На литературном пути его ободряли Максим Горький, Демьян Бедный и другие видные писатели. Совсем недавно опубликована книга воспоминаний И. Назарова. Автор рассказывает о своем жизненном пути, о встречах и переписке с писателями из народа. Назарову исполнилось в нынешнем году восемьдесят лет. К. Федин так охарактеризовал в письме к поэту его многолетнюю деятельность: «Удивляюсь вам, человеку такой незыблемой верности делу, которое было избрано однажды в жизни и привлекло навечно».

Из поэтической молодежи хочется отметить Ивана Ганабина. Перед нами избранные стихотворения, вышедшие сначала во Владимире, а затем, уже после безвременной смерти поэта, в 1956 году, -в издательстве «Советский писатель». В сборниках напечатаны наиболее характерные для поэта-мариниста стихотворения. Первые стихи И. Ганабин опубликовал в дни Отечественной войны, когда служил на Балтийском флоте. Об этом знаменательном событии своей жизни поэт рассказал в стихотворении «Я» флоту очень благодарен»:

…Тогда

В те годы боевые –

Я сочинил стихи впервой

И напечатал их,

Простые,

Чуть-чуть наивные такие,

В многотиражке фронтовой.

Сам боцман

Их читал в газете

И говорил:

– Давай… Пиши… –

Я стал счастливейшим на свете…

Ну так и пелось от души!

«Пелось от души!» – в этих словах выражено непосредственное чувство поэта-моряка, крепко полюбившего матросскую семью, свой корабль, морские просторы. И в творчество И. Ганабина – сначала разведчика, комендора, зенитчика, а затем журналиста – властно входит тема моря, родного моря, которое он защищал от врага в жарких схватках.

С годами мужал талант поэта, преодолевшего облегченный подход к жизни, наигранное «бодрячество», свойственное ранним стихам И. Ганабина.

Особенно радуют последние стихи поэта из цикла «Давно ли ты меня ждала». Перед читателем раскрывается поэзия душевного, нравственного подвига. Поэт во весь голос говорит о настоящих человеческих чувствах, не подменяя их холодными, абстрактными рассуждениями. И в веселых, и в грустных стихах (есть у И. Ганабина и такие) видна любовь к людям, желание сделать людям добро. Лишь о подлинном чувстве можно написать такими стихами:

… О, как я маялся вначале,

Когда расстались мы с тобой,

Когда осенними ночами

Я оставался сам с собой,

Как тяжело вначале было

Мне отказаться от тебя,

Какая требовалась сила,

Чтоб позабыть тебя, любя.

Бессильно руки опуская,

Как два поломанных крыла,

Я горько плакал –

Не скрываю, –

Такая в сердце боль была.

Тоска сжимала петлю туже.

Как быть, что делать –

Я не знал.

Я проклинал тебя,

Но тут же

Записки робкие писал.

А время шло невозмутимо,

Скрывая твой последний след.

Моей единственной любимой

Не возвратило время. Нет.

…Теперь – зима.

Я рад раздолью.

Цитировать

Осетров, Е. Литературный Владимир (Письмо на города на Клязьме) / Е. Осетров // Вопросы литературы. - 1958 - №5. - C. 40-52
Копировать