Ликбез для попсы
Травестия (своеобразный жанр комической поэзии, построенный на снижении высокого или возвышении низменного) имеет длинную и славную историю. Но принято считать, что все достижения этого жанра – в далеком прошлом. В старой нашей «Литературной энциклопедии» (т. 11, М., 1939) об этом говорится с грубой определенностью:
«В новейшей европейской литературе жанр Т. развития не получил и в значительной мере является образцом пережиточной жанровой формы».
Оспорить это можно было бы, сославшись на множество примеров – от «Энеиды» Котляревского до «Прекрасной Елены» Оффенбаха. Но стоит ли «ездить так далеко», если у нас прямо вот тут, под боком, имеются куда более свежие образчики этого старого жанра?
Я имею в виду знаменитые «вагонные» песни Сергея Кристи, Владимира Шрейберга и Алексея Охрименко: «Жил был великий писатель Лев Николаич Толстой, мяса и рыбы не кушал, ходил по именью босой…», «Венецианский мавр Отелло один домишко посещал…», «Ходит Гамлет с пистолетом, хочет когой-то убить…», песню Юза Алешковского: «Все смешалося в доме Облонских, Стива продал последний лесок…» и др. (Полные их тексты печатались в нашем журнале: сентябрь-октябрь 1996.)
Но, как говорится, другие времена – другие песни.
Эпоха блатной песни ушла в прошлое. Сегодня у нас на дворе – эпоха попсы.
Шагая в ногу со временем, известный наш поэт-сатирик Аркадий Арканов решил «переодеть» хрестоматийные сюжеты мировой и отечественной классики в «попсовые» одежды.
Вот как он объясняет смысл и цель этого своего замысла:
«Попса с ее убогими рифмами, примитивными образами, приблатненными мелодиями владеет умами. Люди перестают читать, не интересуются живописью, не ходят на симфонические концерты… Налицо деградация. И если так пойдет дальше, то через десять – пятнадцать лет мы получим поколение, утратившее понятие «культура» как таковое… Дальше, как говорится, мрак, чума, туши фонарь…
Идея «ликбеза» заключается в том, чтобы в попсовую музыку, в попсовую стилистику, с помощью попсовых образов, сравнений и рифм «протащить» сюжеты известных классических произведений мировой и отечественной литературы. Быть может, таким образом удастся приобщить молодняк к культуре. «Ликбез» мы проводим вдвоем с моим другом, блистательным музыкантом Левоном Оганезовым, который является композитором всех «хитов». Фрагмент нашего проекта представлен пятью шлягерами…»
Объяснение в достаточной степени лукавое. И заключая его, автор уже даже и не скрывает, что вовсе не идея «ликбеза» вдохновляла его и его соавтора. «Идея наша, – прямо признается он, – сугубо ироническая, пародийная. Так что, как говорил А. И. Райкин, не поймите нас правильно».
Читатели нашего журнала в этом уточнении, конечно, не нуждаются. Но – из песни слова не выкинешь.
Б. С.
ИДИОТ
(слегка приблатненно, шуфутинисто)
Помню я тот зимний вечер…
Дверь открыла ты сама.
И глаза твои, и плечи
Враз свели меня с ума.
Но судьба в очко играет,
Даму треф десяткой бьет.
Был князь Мышкин просто фраер —
Стал князь Мышкин идиот.
Настасья Филипповна!
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.