№1, 1959/Обзоры и рецензии

Лев Толстой об искусстве и литературе

«Лев Толстой об искусстве и литературе», тт. I-II, Подготовка текста, вступительная статья и примечания К. Н. Ломунова, «Советский писатель», М. 1958..

Двухтомное издание «Лев Толстой об искусстве и литературе», подготовленное К. Ломуновым, появилось вслед за книгой «Л. Н. Толстой о литературе», вышедшей в 1955 году. Нужна ли эта новая книга? Безусловно. Во-первых, прежняя давно разошлась; во-вторых, новая не только полнее, но и иначе построена.

В издании 1955 года был осуществлен хронологический порядок. Статьи, письма» дневниковые записи, устные суждения Толстого-все располагалось день за днем» год за годом. Нужно сказать, что такое расположение имеет свои преимущества. Перед читателем предстает довольно полная история развития эстетических идей великого писателя. При этом нет нужды дробить или повторять те или другие тексты, распределяя их по отделам. Зато в новом собрании гораздо более выпукло выступают суждения Толстого о сущности искусства, о народности, о реализме, о художественной форме, об истории создания повестей и романов, о русских и иностранных писателях. В одном разделе сосредоточена критика «чистого искусства», декадентства и натурализма. Около тридцати страниц занимают мысли о языке и стиле. Устное творчество народа, общение с начинающими писателями, критика литературной критики — все это особые и обширные разделы.

Сохраняются все оттенки, все противоречия, живое движение неустанно ищущей мысли, и в то же время господствующие идеи каждого раздела выступают особенно определенно. Все сопровождает обстоятельный фактический комментарий.

Обоим томам предпосланы предисловия К. Ломунова. Это не просто вводные статьи, а довольно обширный труд, задача которого — суммировать эстетические взгляды Толстого. Это обстоятельный путеводитель по всем разделам сборника.

Но расположение высказываний Толстого в систематическом порядке, нарушающее в целом исторические перспективы, несколько повредило статье К. Ломунова: в ней нет отчетливой картины развития, нет эстетики раннего Толстого, нет дельной характеристики этапов формирования его эстетических взглядов. С самого начала трактат 1898 года «Что такое искусство?» занимает особое место. Автор статьи совершенно прав, когда говорит, что вопросы «Для чего пишут люди? Что такое искусство? Каковы его роль и назначение в жизни людей?., неотступно волновали Толстого с первых шагов в литературе и до конца жизни» (I, 101). Но в ответах на эти вопросы и в постановке все новых вопросов выступают отчетливые и важные этапы, которые в статье затушеваны, что особенно сказывается в постоянных резких переходах от 50-х к 90-м и 1900-м годам и обратно.

В статье хорошо показаны постоянные заботы Толстого о том, чтобы литература -была настоящим искусством, подлинным делом жизни, мысли и сердца писателя. Протест против фабрикации художественных подделок соединялся с глубокой тревогой великого писателя за будущие судьбы родной литературы и родного народа, «Толстой всеми силами души ненавидел холодное, ремесленное, равнодушное сочинительство» (I, 45). Однако обобщая некоторые суждения Толстого, автор статьи стирает порой их индивидуальное и резкое своеобразие.

Толстой прямо и не раз говорил: «Я не люблю стихов вообще» (II, 176). Известно его сравнение стихов с мужиком, которого заставили бы пахать и приседать на каждом четвертом шаге. Нет, либо серьезное дело — пахота, выражение мысли, либо пустяки — реверансы и рифмы! Решительное отрицание стихотворной формы многое объясняет в эстетике Толстого, отвергающей все условное. Он жил стихами Тютчева, Лермонтова, любил поэзию Пушкина, иногда восхищался стихами малоизвестных поэтов. Все это — вопреки принципиальному отрицанию стихотворной формы. Он не боялся сам себе противоречить. Но крайне характерно, что в стихах Пушкина Толстому особенно нравилось то, что в них, как ему казалось, «не чувствуешь стиха» (I, 316 — 317).

«Стихотворство есть, на мой взгляд, даже когда оно хорошее, очень глупое суеверие» (I, 311). Вот безусловный приговор великого прозаика.

Этот особенный взгляд, эти противоречия К. Ломунов приводит в такой общей .формуле:

Цитировать

Чичерен, А. Лев Толстой об искусстве и литературе / А. Чичерен // Вопросы литературы. - 1959 - №1. - C. 217-220
Копировать