Лесли Марчанд. Лорд Байрон. Заложник страсти
Издательство «Центрполиграф» продолжило публикацию книг об известных писателях. Мы уже рецензировали (ВЛ, 2003, N 2) книгу Айвора Брауна о Шекспире. Теперь свет увидела биография Байрона. Ей суждено было открыть новую серию «Великие имена», которую издательство в ближайшее время намерено пополнить книгами о Кафке и Сент-Экзюпери.
Как и в случае с жизнеописанием Шекспира, издатели (очевидно, из коммерческих соображений) изменили оригинальное название: сравнительно нейтральному «Байрон. Портрет» они предпочли более вызывающее «Лорд Байрон. Заложник страсти». Автор биографии английского поэта вряд ли бы одобрил подобную вольность. Американский литературовед и философ, профессор Лесли Марчанд, известен основательностью и серьезностью своих работ. Книге, на которой остановило свой выбор издательство «Центрполиграф», предшествовала трехтомная биография Байрона, опубликованная Марчандом в 1957 году. Значительная часть материала из нее была использована в рецензируемой работе, но и то, что автор предпочел опустить, дает знать о себе как подводная часть айсберга.
Дотошность и осведомленность исследователя завораживают: он сыплет датами, подробно описывает местности, по которым путешествовал Байрон и в которых ему приходилось жить, дает точные отчеты о состоянии его кошелька в различные периоды жизни. При всем этом Лесли Марчанду удается сохранить живость и увлекательность повествования, оперируя материалом, почерпнутым из самых разнообразных источников: дневников, мемуаров, писем, исследований других ученых.
Образ Байрона, предстающий на страницах книги Марчанда, может вступить в конфликт с теми представлениями о поэте, которые сложились у читателя, воспитанного на отечественных литературоведческих работах. Для нашей науки о литературе долгое время Байрон был интересен в первую очередь как романтик, находившийся в оппозиции буржуазному обществу. Многие моменты его биографии либо опускались, либо тщательно ретушировались, чтобы они не могли снизить тот революционный пафос, который удавалось отыскать в его произведениях. Американский исследователь весьма подробно останавливается и на многочисленных любовных связях Байрона, и на его не совсем «братских» отношениях со сводной сестрой Августой. Однако Марчанд не стремится усилить скандальный характер этой стороны жизни поэта. Он реализует центральную установку своего произведения – дать правдивый и объемный отчет о жизни Бай-
рона. Биограф в данном случае чем-то напоминает медика, которому приходится заниматься и «верхом» и «низом» человеческого организма. Ему интересен поэт во всех его проявлениях: и в высоких творческих порывах, и в бытовых мелочах. Он словно бы пытается понять: из чего же складывается гениальность, что ее питает.
Марчанд в своей книге не дает развернутого анализа творчества Байрона. Он пишет биографию. Но он подробно рассказывает об обстоятельствах создания многих произведений английского поэта, о том, какие впечатления легли в их основу, насколько полно личность автора отразилась в них, какой отклик вызвали они у читателей.
Кроме того, американский исследователь разворачивает широкую панораму жизни английского и европейского общества первой трети XIX столетия. Он рассказывает и о нравах, царивших в высшем свете Лондона, и о политической ситуации в Италии, и о том, как развивалось восстание в Греции. В поле зрения автора попадают мелочи, на которые большинство биографов не обращают внимания. Но именно эти мелочи придают картинам из жизни поэта полноту и убедительность. В пятой главе, например, Марчанд упоминает о том, что в годы учебы в Кембриджском университете Байрон однажды задержался в Лондоне, хотя занятия были уже в полном разгаре. Испытывая обычную нужду в деньгах, юноша обратился за помощью к сводной сестре Августе. Он попросил ее поручиться за него перед ростовщиками. Августа отказала. «В конце концов миссис Массингберд, домовладелица на улице Пикадилли, 16, и ее дочь поручились за него» (с. 47). Подобная деталь помогает лучше представить и легкомыслие молодого лорда в обращении с деньгами, и его отношения со сводной сестрой, и его способность очаровывать людей. Описывая отъезд поэта из Равенны, биограф словно бы вскользь добавляет: «На попечении Пеллегрино Гиги, многострадального агента Байрона, остались «коза со сломанной ногой, безобразная крестьянская собака, птица вроде цапли, питающаяся исключительно рыбой, барсук на цепи, две уродливые старые обезьяны и его дочь Аллегра в монастыре Баньякавалло»» (с. 368).
Не забывает Марчанд и о других литераторах, и о непростых отношениях, которые складывались у них с Байроном: Вальтер Скотт, Томас Мур, С. Т. Колридж, Джон Ките и многие другие.
В заключение хочется сказать еще об одном достоинстве книги. Издательству «Центрполиграф» удается удерживать сравнительно невысокие цены на свою продукцию. Биография Байрона объемом почти в 500 страниц стоит около 80 рублей.
В. ГАНИН
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2003