№5, 2003/Заметки. Реплики. Отклики

Испытание чуда (Роман А. Грина «Блистающий мир»)

Замысел крупного эпического произведения впервые появился у Грина в 1916 году; об этом позволяет судить план сочинения под заглавием «Красные паруса», частично реализованный в виде отрывка «Сочинительство всегда было внешней моей профессией». -Грин собирался написать роман о психологии творческой личности и механизмах создания художественного произведения; одним из персонажей «Красных парусов» должен был стать Мас-Туэль – человек, в силу желания сумевший обрести дар свободного полета 1.

В процессе работы над романом о творчестве писатель увлекается сюжетом об Ассоль и Грее и темой полета. В одной из черновых тетрадей Грина, наряду с записями к рассказам «Сто верст по реке», «Корабли в Лиссе» и к незаконченному роману «Феерия», содержится развернутый план, который в основном соответствует сюжету романа «Блистающий мир». Первоначально это была попытка слить воедино три замысла – «Алые паруса», незавершенную «Феерию» и роман о летающем человеке; однако в итоге тема полета стала преобладающей 2.

Замысел «Блистающего мира» практически сформировался к концу 1917 году; однако прошло еще почти пять лет, прежде чем он был реализован. Отметим, что этот период можно считать истоком большинства крупных произведений писателя. Так, в процессе работы над «Феерией» 3 в творчестве Грина впервые появляется мотив фанданго – танца, «полного стремительного и свободного ликования», – ставший основой одноименного рассказа. Мотив импульса, который испытывает писатель при рождении замысла художественного произведения, описанный в отрывке «Сочинительство всегда было внешней моей профессией», будет преобразован и развит в романе «Бегущая по волнам» в тему Несбывшегося. И очень важно, что черновые записи к роману «Блистающий мир» и большинство черновиков, связанных с замыслом первого романа, дают ключ к тому произведению, которое писатель обдумывал и писал всю свою жизнь, но так и не сумел осуществить: именно в это время Грин впервые пытается написать роман о творчестве.

Оставив «Красные паруса» и создав в итоге через семь лет «Блистающий мир», Грин возвратится к теме творческой личности в момент работы над «Бегущей по волнам». Работая над началом этого романа, он делает записи под названием «Зеленая флейта», задача которых – объяснить, «чем покупается создание небольшой книги в семь печатных листов» 4. Записи обрываются На полуслове, и больше Грин к ним не возвращается. Во время создания «Дороги никуда» тема писательства возникает вновь 5, а в 1932 году уже больной Грин продиктовал жене Нине Николаевне сюжет рассказа, главным героем которого опять-таки становится писатель 6.

Работа над «Блистающим миром» была закончена 28 марта 1923 года; уже в апреле он был отдан в редакцию журнала «Красная нива» и в том же году увидел свет (N 20 – 30). В 1924 году он вышел отдельной книгой в издательстве «Земля и фабрика» – правда, с некоторыми купюрами: без ведома писателя была изъята последняя глава второй части (посещение Руной церкви).

Исследователи не раз обращались к «Блистающему миру» 7.

Однако мотив Чуда, являющийся в романе основным, до настоящего момента не получил адекватного освещения. Грин работал над «Алыми парусами» и «Блистающим миром» практически одновременно; и в обоих этих сюжетах (родившихся еще в замысле романа о творчестве в 1916 году) мотив Чуда стал ведущим. Однако трактовка этого мотива различна: если в феерии важно, что «так называемые чудеса» человек может «делать своими руками» 8, то в романе возможности человека 9 не обсуждаются. На первый план в «Блистающем мире» выходит проблема отношения к Чуду – вопрос о его «приятии» или «неприятии».

Друд, главный герой романа, – человек, наделенный фантастическим свойством: умением летать. Грин не вдается в какие-либо объяснения по поводу природы этого чудесного дара. Если, например, в «Красных парусах» говорилось о детстве Мас-Туэля, о его необычайной «легкости», детально описывался сам момент обретения способности к полету, то о Друде нам ничего подобного не известно; да и сам он говорит: «Об этом я знаю не больше вашего; вероятно, не больше того, что знают некоторые сочинители о своих сюжетах и темах: они являются». В черновых записях к роману Грин еще пытался подыскивать мотивировки и подробно объяснять, как и почему герой обрел свою необычайную способность 10; однако в процессе работы над «Блистающим миром» эти объяснения перестали быть нужны автору, даже напротив – оказались помехой для воплощения замысла, так как изменился сам подход писателя к сюжету.

Первоначально роман, видимо, задумывался именно как история летающего человека, о чем можно судить по многочисленным страницам черновиков, посвященных самому Друду. В ранних вариантах романа Друд отличается повышенной импульсивностью, во многих ситуациях даже теряет контроль над собой. Так, он бурно реагирует на собственные выступления; заявив о себе полетом в цирке «Солейль», Друд не может опомниться от восторга: «Что будет теперь? Какая изумительная весть облетит земной шар? Чему равно это?.. Землетрясению? Его голова горела, сердце стучало» 11. Возникает впечатление, что Друда волновало только желание поразить: в смятении Руна 12, потрясение и страх переживает Дауговет ## Там же.

  1. О Мас-Туэле как одном из прообразов Друда см.: Кобзев Н. А. Роман Александра Грина. Кишинев, 1983. С. 16 – 18. Правда, исследователь пишет, что герой «Красных парусов»»еще не летает», в то время как один из самых ярких фрагментов черновых заметок! связанных с Мас-Туэлем, – это полет героя над морем (см.: РГАЛИ. Ф. 127. Оп. 1. Ед. хр. 1. Лл. 12об. -13об.).[]
  2. Тема полета была затронута Грином еще в 1910 году, когда, по свидетельству В. П. Калицкой, он написал рассказ «Состязание в Лиссе»; в нем впервые задана оппозиция свободного и механического полета, которая затем проявится в первом романе писателя. После «Состязания в Лиссе» тема полета продолжала устойчиво интересовать Грина: в период с 1912 по 1918 год им был создан ряд произведений, посвященных авиационной теме. Таковы рассказы «Тяжелый воздух» (1912), «Авиатор-лунатик» (1915), «Русалки воздуха» (1917- 1918), «Преступление Отпавшего Листа» (1917 – 1918), стихотворение «Военный летчик» (1914). Но наиболее яркое воплощение тема полета получила в «Блистающем мире»..[]
  3. РГАЛИ. Ф. 127. Оп. 1. Ед. хр. 9. Лл. 7-48об []
  4. Березовская Л. Александр Грин: «Битва с черновиками»: По архивным материалам писателя // Литературная учеба. 1982. N 5. С. 118 – 119.[]
  5. См.: Ковский В. Романтический мир Александра Грина. М., 1969. С. 101–102.[]
  6. Бердан И. Э. Неосуществленный замысел Александра Грина // Встречи с прошлым. М., 1990. Вып. 7. С. 252 – 253.[]
  7. См.: Ковский В. Указ, соч.; Загвоздкина Т. Е. Особенности поэтики романов А. С. Грина: Проблема жанра. Дисс…. канд. филол. наук. Вологда, 1985; Закеева А.»Блистающий мир» А. С. Грина как «символический роман» // Сб. студенческих научных работ: Литературоведение. Ижевск, 1998. С. 140 – 151; Званцева Е. Эстетическая проблематика романа А. С. Грина «Блистающий мир» // Уч. зап. Горьковского пединститута. 1972. Вып. 129. С. 41 – 50; Карпов И. П. Финал романа А. С. Грина «Блистающий мир» в аспекте проблемы исторической репрезентации //Жанр и стиль литературного произведения. Йошкар-Ола, 1994. С. 138 – 149; Медведева Н. Г. Мифологическая образность в романе А. С. Грина «Блистающий мир» // Филологические науки. 1984. N 2. С. 24 – 30; Романенко В. А. Символы «круг» и «дорога» в романе А. С. Грина «Блистающий мир» // Вести. Приднестровского унта. Тирасполь, 1996. N 2. С. 66 – 68. История создания «Блистающего мира» и его идейно-эстетическое своеобразие наиболее полно освещены Н. Кобзевым (см.: Кобзев Н. А. Указ. соч.).[]
  8. Мотив «рукотворного» чуда становится основным и в рассказе «Сердце пустыни», который тоже был опубликован в 1923 году в журнале «Красная нива» (N 14).[]
  9. Кстати, по мнению Грина, человек «бесспорно, некогда умел летать и летал». «Сны, в которых спящий летает, он приводил в доказательство того, что человек некогда летал, – эти каждому знакомые сны он считал воспоминанием об атрофированном свойстве человека»; «Он говорил, что люди были другими и будут другими, чем теперь»(Слонимский М. Александр Грин реальный и фантастический // Воспоминания об Александре Грине. Л., 1972. С. 267 – 268).[]
  10. См.: РГАЛИ. Ф. 127. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 79 – 111об.[]
  11. См.: РГАЛИ. Ф. 127. Оп. 1. Ед. хр. 3. Лл. 24 – 28.[]
  12. Там же. Лл. 60об. – 61.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2003

Цитировать

Царькова, Ю. Испытание чуда (Роман А. Грина «Блистающий мир») / Ю. Царькова // Вопросы литературы. - 2003 - №5. - C. 303-316
Копировать