№3, 2010/Книжный разворот

Л. Н. Толстой. Энциклопедия

 

В начале 2009 года издательство «Просвещение» выпустило энциклопедию1, приурочив ее к двум памятным русскому читателю датам, связанным с именем Льва Толстого — к 180-летию со дня его рождения (2008) и к 100-летию со дня его смерти, которое еще предстоит отметить (2010). Ценность этого издания, несмотря на сравнительно небольшой тираж (5000 экземпляров) тем более велика, что толстовская энциклопедия выпускается впервые.

Энциклопедия составлена и отредактирована профессором Н. Бурнашевой и включает в себя около 1200 различных статей, распределенных по разделам, внутри которых материалы расположены по алфавиту, за исключением одного — биографического («Биография Л. Н. Толстого»), где события жизни писателя следуют в хронологическом порядке.

«Краткая летопись жизни и творчества Л. Н. Толстого», которой открывается издание, поможет читателю сориентироваться в событиях долгой, 82-летней, жизни писателя. «Биографические факты» расскажут не только о предках и потомках Толстого, об известных русских дворянских родах Толстых и Волконских, но и откроют читателю столь любимые Толстым леса и парки Ясной Поляны, места Москвы и Петербурга. Толстой на велосипеде или верхом на лошади, Толстой, играющий в шахматы, Толстой на пасеке, Толстой, изучающий иностранные языки, — так по крупицам, из мелких бытовых деталей складывается в статьях издания образ Толстого-человека.

Энциклопедия обращена в первую очередь к тем, кто учит и учится (это основной посыл издательства «Просвещение»), и станет надежным подспорьем учителю-словеснику. Сам Толстой до конца своих дней не расставался с любимым, «радостным» для него делом — учительством в Ясной Поляне, первая школа в которой появилась еще в 1840-х годах. Энциклопедия представляет многие педагогические сочинения Толстого, его взгляды на школьное образование, полемику с современной педагогикой. Читатель найдет материалы и о соратниках Толстого, работавших в Ясной Поляне и в открытых писателем окрестных школах.

Статьи двух родственных разделов — «Л. Н. Толстой и русская литература» и «Л. Н. Толстой и мировая литература» — вводят читателя в круг литературных знакомств писателя, среди которых: И. Тургенев, А. Некрасов, А. Островский, Ф. Тютчев, А. Фет, А. Чехов, И. Бунин и др. Многих авторов Толстой знал заочно, по книгам и статьям, присланным в Ясную Поляну в надежде услышать его мнение о своих работах. Большинство из них, должно быть, разделяли чеховскую позицию: «легко и спокойно быть литератором, когда знаешь, что в Ясной Поляне сидит и пишет Толстой». Секреты творческой мастерской писателя — его рукописи, переписка, библиотека Ясной Поляны, его отношения с издателями и цензорами — раскрыты в разделе «Как работал Толстой».

Обширный раздел посвящен сочинениям Толстого. Сюда вошли статьи как о крупных формах, так и о небольших рассказах, сказках, о детских литературных опытах автора «Войны и мира», о его незавершенных сочинениях. Особое место отведено его публицистике и трактатам, мало знакомым современному читателю.

Раздел «Мировоззрение Л. Н. Толстого» интересен в свете идей, волновавших писателя, а также отношения писателя к Церкви и иерархам, к русским и зарубежным философам. Многие толстовские идеи увидены современным взглядом, с позиции, не отягощенной «ленинской концепцией». Среди важных для Толстого категорий, ставших предметом рефлексии на страницах этого издания, — к примеру, идея о совести как основе человеческой личности. Иные понятия, такие, как «диалектика души» или «непосредственная чистота нравственного чувства» рассмотрены в свете поэтики писателя в одноименном разделе («Поэтика Л. Н. Толстого»).

Художественная деталь и символика, пейзаж, музыка, танец, немецкий и французский языки в произведениях, имена и речь героев — все это равноправные персонажи статей энциклопедии. Хотелось бы прочитать и о других поэтических приемах Толстого: о батальных сценах и о пластике и языке жестов etc. Однако нельзя забывать, что энциклопедия — жанр, строго ограниченный объемом.

В разделе о связях Толстого с мировой культурой особенно интересны статьи Л. Аннинского о кинематографе толстовского времени и статьи И. Матвеевой о театре той эпохи — двух видах искусства, с которым у Толстого всегда были непростые отношения. Наиболее уязвим подраздел об изобразительном искусстве, куда вошли, за малым исключением, имена только русских художников. А ведь Толстой был знаком и с европейской живописью и скульптурой!

Разговор о Толстом закрывает «Алфавитный указатель статей» — надежный путеводитель по книге. Толстовская энциклопедия — не только хорошее справочное научное издание, но и увлекательная книга для чтения: статьи написаны хорошим языком и доступны всем читателям: от школьников до академиков. Это, пожалуй, одно из самых больших достоинств издания, обращенного к широкой аудитории.

А. ПЕТАНОВА

  1. Эта книга — не первый опыт «Просвещения» в выпуске подобных изданий: несколько лет назад уже увидели свет энциклопедические словари «А. С. Пушкин», «Ф. И. Тютчев».[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2010

Цитировать

Петанова, А. Л. Н. Толстой. Энциклопедия / А. Петанова // Вопросы литературы. - 2010 - №3. - C. 488-489
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке