№4, 2020/Книжный разворот

Л. Е. Пинский. Почему Бог спит

Черный цвет переплета производит яркое впечатление, поскольку на лицевой стороне сполохом воспроизведен портрет Л. Пинского работы Алексея Зверева (дизайн обложки Л. Мазур-Пинской).

Заглавие взято от небольшой «мениппеи» Леонида Ефимовича Пинского, присланной Григорию Михайловичу Козинцеву, чтобы «немного развлечь», — «для утреннего и внутреннего употребления как  противоядие от «Лира». С любовью, Л. Пинский, 7.Х.1968″ (c. 10). Центральную часть книги составляет их переписка.

«…Противоядие от «Лира»». Нужно ли комментировать? Режиссеру лучшего фильма по трагедии «Король Лир» в год работы над ним  от автора лучшей в ХХ веке книги о Шекспире на русском языке, которая вырастает из намерения написать о «Лире», но получился «Шекспир. Основные начала драматургии» (1971). Книга трудно шла к завершению, поскольку автор выбирался из-под груды написанного. Пинский задержал выход на несколько лет  запланированный объем безнадежно превышен, как и типографский предел в 40 листов. Когда книга отправлена в набор, Пинский признается: «По сути, получилась не книга, а большой кусок из нее…» (с. 52). Без начала  комедии, и без конца  трагикомедии, да и в основном разделе «дана только последняя глава о форме трагического <…> а не о его существе <…> короче, один «торс», по которому едва ли можно догадаться о концепции целого» (17.VI.1971; с. 52–53). Про «торс» Пинский повторит еще раз, перечитывая верстку (15.Х.71; с. 56),  видимо, эта метафора стала устойчивой самооценкой.

Первое письмо Козинцева (1.VI.72)  о том, что он рассылает книгу Пинского по миру, видным шекспироведам. Его рекомендация дорогого стоит: 20 августа 1971 года на первом Всемирном Шекспировском конгрессе в Ванкувере для мирового зрителя состоялась премьера фильма «Король Лир». «После сеанса участники конгресса устроили Козинцеву долгую овацию» (с. 117).

Хочу добавить, что и десятилетия спустя я был свидетелем того, как высоко ценят фильм: в первые дни 2016 года в Виндзоре состоялся Шекспировский семинар  трехдневное обсуждение (с участием только британцев) «Короля Лира». Участникам показали фильм Лоренса Оливье. После 10 минут просмотра раздались недовольные голоса  почему не русский фильм?

Первый обсуждаемый сюжет в письмах Пинского  книга, с которой он борется, которую дописывает, сокращает, которая наконец выходит. Публикуемый материал в данном случае  бесценный комментарий и к творческому процессу, и к пониманию результата.

Книгу Козинцев сразу оценил высоко, но о его первом отклике мы можем судить только по ответной фразе в письме Пинского: «Благодарю Вас за, мягко выражаясь, повышенную оценку моего «Шекспира», сам я о нем иного мнения, уж хоть бы потому, что книга незаконченная» (28.III.72; с. 57).

Письма Козинцева за первый период переписки отсутствуют. Первым предположением было, что их изъяли при обыске у Пинского 6 мая 1972 года (с. 5; как выяснится, когда книга уже была опубликована, это не так, но об этом речь ниже). Шекспировед был известным диссидентом и убежденным противником советской власти. Искали журнал «Хроника текущих событий», не нашли. Унесли книги, бумаги и пишущую машинку, «хотя «чистотой» она не уступает Пречистой деве» (20.Х.72; с. 62).

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2020

Цитировать

Шайтанов, И.О. Л. Е. Пинский. Почему Бог спит / И.О. Шайтанов // Вопросы литературы. - 2020 - №4. - C. 296-301
Копировать