№5, 1960/На темы современности

Критика, современность, читатель

Первое после Третьего съезда писателей всесоюзного масштаба – с широким привлечением писателей и критиков из братских республик – обсуждение литературных проблем было посвящено состоянию нашей литературной критики. Не случайно именно этот вопрос был вынесен на секретариат Правления Союза писателей СССР и вызвал деловую и плодотворную дискуссию. «Задачи нашей критики, – писал Горький, – гораздо труднее, чем та задача, которая решалась Белинским, Добролюбовым: они объясняли читателю-интеллигенту социально-политическое значение литературных произведений. Они обращались к тысячам людей, которые учились в одних и тех же гимназиях, семинариях, университетах, где учились критики, они говорили тем же литературным языком, которым писали Белинские. Наша критика должна пропагандировать совершенно новое, нелегко усвояемое и глубоко, всесторонне революционное понимание. Она обращается к многомиллионным массам рабочих и крестьян, – это обязывает ее выработать простой, ясный язык, легко доступный пониманию масс… В конечном счете задача нашей критики – всемерно помочь росту новой, социалистической индивидуальности».

Эти задачи критики, которые так проницательно определил основоположник советской литературы, особенно настойчиво требуют своего решения сейчас, когда мы приступили к развернутому строительству коммунизма, когда литература все яснее и глубже осознает свою роль в формировании человека будущего, его душевного строя и нравственных качеств. Наша литературная критика должна на деле стать требовательным судьей искусства, повести обращенный к широкому читателю прямой разговор о литературе и жизни, не чураться публицистики, замечать и пропагандировать то новое, что художники открывают в действительности. Критика должна быть умным и прозорливым организатором литературного процесса, голосом народа, выражающим его идейные и эстетические требования, и одновременно авторитетным эстетическим наставником читателя.

Литературе нашей необходима критика идейно и эстетически зрелая. У нас есть все условия для того, чтобы критика полностью отвечала самым высоким и строгим требованиям. И первое из этих условий – то, что наша многонациональная литература на подъеме, она уверенно и успешно идет вперед.

Истекший 1959 год отмечен значительным оживлением в ее развитии. Это оживление вызвано нашими из года в год растущими достижениями, материальным и духовным подъемом в жизни советского общества, охваченного пафосом кипучего коммунистического созидания. Советские писатели за последнее время активнее и целеустремленнее обращаются к темам современности, и наш сегодняшний день, полный важных и радостных забот о счастливом будущем человечества, с его благородной атмосферой молодого порыва, смелого дерзания, осуществления больших и малых дел, властно входит в литературу. Со страниц новых книг встает правдивый образ советского человека – строителя коммунизма.

Выдающимся событием литературного года является завершение Михаилом Шолоховым второй книги «Поднятой целины». Наш читатель получил подарок, которому нет цены. Роман Шолохова, без сомнения, станет духовным спутником поколений, учебником жизни, неисчерпаемым источником высоких мыслей и чувств. Горячий интерес читателей вызвали многие другие книги советских писателей: «Орлиная степь» М. Бубеннова, «Истоки» Г. Коновалова, «Небит-Даг» Б. Кербабаева, «Ледовая книга» Ю. Смуула, «Сильнее атома» Г. Березко, «Слияние вод» М. Ибрагимова, «Птичка-невеличка» А. Каххара, «Живые и мертвые» К. Симонова, «Последние залпы» Ю. Бондарева, очерки Б. Полевого об Ангаре, «Суровое поле» А. Калинина, очерки Б. Галина о Китае, А. Марьямова о Сибири, стихи М. Рыльского, В. Федорова, А. Прокофьева, пьесы А. Арбузова, А. Софронова.

Коммунистическая партия поставила перед нашей литературой задачу создания во всех видах и жанрах произведений поистине народного значения, передающих все богатство и многообразие современной жизни. Народ ждет от нас книг, достойных современности и по содержанию и по форме. К этой главной цели и должна быть направлена сейчас вся наша сложная творческая работа, ибо, как ни заметны и обнадеживающие сдвиги в литературе, она все же отстает от возросших духовных запросов и потребностей советских людей. И здесь, конечно, нельзя обойтись без того, чтобы не усилить наш критический фронт – один из важнейших рычагов живого литературного движения.

Подлинная забота о росте литературы немыслима без заинтересованного внимания к литературной науке – теории, истории, критике. Нужно только иметь в виду, что обществу нет дела до отвлеченно-схоластических рассуждений насчет значения высокого и прекрасного в жизни человека. Читатели ждут от литературоведов и критиков основательного исследования высокого и прекрасного, почерпнутого искусством из живой современности. Нашему обществу нужны умные, глубокие, ярко и талантливо написанные критические работы, в которых вдумчивый анализ конкретных литературных фактов и явлений подводил бы читателя к пониманию истинно прекрасного в нашей жизни и литературе. Но эстетика неотделима от этики, и следует помнить, что критика должна не только формировать эстетическое мнение народа, но страстно утверждать нормы коммунистической морали, общественного поведения человека.

Н. С. Хрущев говорил: «…литературная критика, повседневный глубокий разбор литературных произведений – это важнейшее условие для успешного развития нашей литературы». Насколько же эффективно действовала наша критика, роль которой в литературном процессе столь ответственна, насколько активно и целеустремленно боролась она за главное направление, за главную линию развития нашей литературы, намеченную в известном партийном документе «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа»? Анализируя состояние критики, мы прежде всего обязаны ответить на этот вопрос. Именно это определяет общественный вес и авторитетность критики. Достаточно ли внимательна критика к писателю, работающему в современной теме? Вдумчиво ли она исследует причины его удач и неудач в этом сложном деле, в какой мере сама критика является живым познанием современности? Вот в чем важно разобраться.

Общеизвестно, что критика осмысливает теоретически и раскрывает средствами публицистики идейно-эстетическое содержание нового жизненного материала, добытого искусством, включает его в общественное самосознание. Критика проверяет творения художника жизнью, идя от действительности к литературе и от литературы к действительности. «Дело критики, – писал Белинский, – привести в сознание путем анализа общественное мнение и показать значение, смысл таланта или гения, определить тот жизненный элемент, который составляет исключительное свойство его произведений и которым он обогатил родную литературу и жизнь своего общества». Вот почему критика – важное средство воспитания как читателя, так и писателя. Подобное воспитание особо действенно потому, что прежде всего оно предметно и конкретно; анализ литературных образов позволяет критику касаться всех сторон жизни и заглянуть через изображенное в самые глубинные ее слои, иной раз и такие, которых почему-либо писатель не коснулся.

Для подлинной литературной критики, как говорил Н. С. Хрущев на Третьем съезде писателей СССР, «сваты и братья не указ, она должна заботиться о главном – об идейном и художественном достоинствах литературного произведения. Так должны мы поставить дело». Пусть эти меткие слова товарища Хрущева станут девизом нашей критики. Она должна судить о литературе нелицеприятно, невзирая на литературные чины и звания. Она должна быть строга и доброжелательна и руководствоваться не внелитературными симпатиями и антипатиями, а интересами народа, интересами читательских масс.

Нашу литературную критику поистине обязывает и вдохновляет опубликованное недавно постановление ЦК КПСС «О задачах партийной пропаганды в современных условиях», где говорится, в частности, о необходимости «активнее использовать идейное и эмоциональное воздействие лучших произведений художественной литературы и искусства», о необходимости улучшить библиографическую работу и пропаганду эстетических знаний. Все это задачи подлинно государственного значения.

В работе «критического цеха» нашей литературы есть свои бесспорные удачи и достижения. Было бы несправедливо не замечать их. В последнее время литературная наука и критика активнее борются за идейность и художественность искусства, воплощая в жизнь положения партийного документа «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа». Значительно увеличилось количество и повысилось качество теоретических работ, посвященных проблемам социалистического реализма, вопросам метода и стиля советской литературы. Больше внимания критика стала уделять анализу явлений и процессов в современной зарубежной литературе. Вышли в свет сборники, в которые поставлены важнейшие проблемы развития современной литературы: «Литература и современность», «Вместе с народом», «Против ревизионизма и буржуазных течений в литературоведении», «В борьбе за социалистический реализм».

Цитировать

Марков, Г. Критика, современность, читатель / Г. Марков // Вопросы литературы. - 1960 - №5. - C. 3-16
Копировать