Конференция по проблемам социалистического реализма
В июне в Вильнюсе состоялась конференция по проблемам социалистического реализма, организованная. Институтом литовского языка и литературы АН Литовской ССР при участии Институтов языка и литературы АН Латвийской и Эстонской ССР. В Вильнюс приехала большая группа прибалтийских литературоведов и гости из Москвы.
Открывая конференцию, директор Института литовского языка в литературы К. Корсакас подчеркнул необходимость «дальнейшего углубления и совершенствования социалистического реализма как основного творческого метода советской литературы» в условиях обострившейся идеологической борьбы на международной арене.
На конференции были затронуты три основных круга вопросов:
1) новое, существенное в прибалтийской прозе и лироэпике; 2) существует ли романтизм и уместен ли он в рамках метода социалистического реализма и 3) конфликт в литературе и действительности.
Эстонская проза (доклады Н. Басселя «Вклад эстонской советской прозы 50-х и 60-х годов в общесоюзный литературный процесс в плане обогащения метода социалистического реализма» и П. Лиаса «Особенности развития эстонского советского романа») наибольших успехов достигла в области историко-революционного романа, включила в орбиту литературного рассмотрения некоторые новые для советской литературы коллизии человека и народа в переломную революционную эпоху, ввела новые, национально-своеобразные модификации жанра романа-эпопеи, продолжающие эстонскую национальную традицию. Если в 50-х годах, отмечает П. Лиас, эстонская эпопея изображала события эпохи и на фоне этих событий показывала человека, то в романах 60-х годов эпоха дается через восприятие человека, появляется герой, который активно борется как с общественными неполадками, так и со своими внутренними недостатками. В литовской прозе ведущим стал психологический, или интеллектуальный, роман, широко использующий приемы внутреннего монолога и «потока сознания» (см., например, произведения М. Слуцкиса «Лестница в небо», «Адамово яблоко», «Жажда» или А. Беляускаса «Каунасский роман» и др.), – роман, характерной чертой которого является уменьшение роли эпического начала и возрастание лирического. На этом вопросе подробно остановился А. Бучис, который, между прочим, отметил определенное сходство внешних структурных и повествовательных принципов литовского психологического романа с принципами, например, современных западноевропейских романов критического реализма, посвященных, в частности, проблеме выбора и личной ответственности. Однако анализ структуры ряда литовских психологических романов показывает, что внешне сходные жанровые тенденции и черты эти отличаются и по содержанию, и по художественной интерпретации, несущей в обоих случаях ведать совершенно разных мировоззрений, разных взглядов на исторический процесс, на человека, на его призвание и место в современном мире.
Жанровые поиски в новейшей латышской прозе, как отметила И. Киршентале, привели к возрождению и процветанию многих забытых жанров, особенно литературной сказки и миниатюры.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.