№8, 1963/Обзоры и рецензии

Книга о книгах

«Книга. Исследования и материалы», вып. I, II, III. IV, V. VI, VII, Изд. Всесоюзной книжной палаты, М. 1959 – 1962. Редактор Н. М. Сикорский.

Было время, когда у нас существовало несколько исследовательских центров, специализировавшихся в книговедении: Украинский научный институт книги, Научно-исследовательский институт при Государственной публичной библиотеке в Ленинграде, Музей книги в Москве, Институт документа и письма Академии наук СССР. Затем институты эти были закрыты, коллективы их распались.

После этого книговедение свелось, по сути дела, к библиографии; оно не только перестало быть самостоятельной отраслью науки, но и само слово это постепенно стало исчезать из словарей и энциклопедий. Характерно в этом отношении отсутствие термина «книговедение» как в первом, так и во втором изданиях Большой Советской Энциклопедии.

Понятно, что библиография не могла решить «всех книговедческих проблем. Их очень много. Вот только некоторые: общественное значение книги, ее классовая роль, процесс создания, редакционная подготовка и производство, экономика и статистика, различные типы изданий, оформление и иллюстрирование, элементы книги (шрифт, обложка, переплет), история книги, книга в СССР, в странах народной демократии и в капиталистических странах, история крупнейших российских типографий и издательств, замечательные книжные собрания в прошлом и настоящем, пути книги к читателю, книжные выставки и т. д.

«Книжных проблем» много, но в последние годы они почти совсем не разрабатывались. Только изредка появлялись на страницах печати материалы (часто довольно случайные) по тем или иным проблемам книговедения. Создалось поистине парадоксальное положение. По уровню издательской деятельности наша страна вышла на первое место в мире. А вопросы теории и истории книги по существу не изучались.

Вполне понятно, что назрела необходимость в периодическом печатном органе, который обобщал бы многолетний опыт книгопечатания, боролся за дальнейший подъем издательской культуры, разрабатывал книговедческие проблемы как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Четыре года назад Всесоюзная книжная палата предприняла выпуск такого печатного органа. Он так и называется – «Книга».

Главное назначение нового периодического издания редакция видит в том, чтобы «оживить и усилить разработку проблем книги, привлечь внимание широких кругов научных работников, занимающихся изучением теоретических вопросов книговедения и редактирования, а также редакторов, художников книги, всех работников книгоиздательств и книготорговли, библиографов, историков, литературоведов, работников библиотек, собирателей книги, книголюбов в широком понимании этого слова – к этой интереснейшей области знаний. Редакционная коллегия не ограничивает содержание сборников исследовательскими работами и считает необходимым публиковать материалы по различным отраслям книжного дела, а также рецензии, архивные документы и хронику книговедения».

Одним из первых шагов в осуществлении этих задач была дискуссия о современном состоянии советского книговедения, которую провела редколлегия. На дискуссии выступили видные ученые – член-корреспондент Академии наук СССР А. Сидоров, профессора Е. Шамурин, Б. Боднарский, Н. Киселев и др.

Эта дискуссия (подробный отчет о которой опубликован во II выпуске) была полезна прежде всего тем, что участники ее сформулировали взгляды различных специалистов на предмет книговедения, роль этой науки и ее задачи. При наличии нередко диаметрально противоположных взглядов по частным вопросам, участники дискуссии были единодушны в одном – целесообразность и жизненность книговедения может быть оправдана лишь тогда, когда оно будет тесно связано с практикой советских издательств. В противном случае книговедение неминуемо выльется в схоластику, лишится практического смысла. Участники дискуссии справедливо предостерегли редколлегию «Книги» от той всеядности, которая была присуща нашему книговедению 20 – 30-х годов.

Первые семь выпусков «Книги» убеждают, что издание все решительнее обретает свое творческое лицо. Определились основные разделы сборника: вопросы советского книгоиздательства, оформление книги, ее история, книговедение за рубежом, библиофилия, материалы и сообщения, обзоры и рецензии, хроника. В семи сборниках немало дельных, хорошо написанных статей, исследований, обзоров, которые, без сомнения, заинтересуют широкую читательскую аудиторию. Редакции удалось привлечь квалифицированных авторов и из Российской федерации, и из культурных центров других национальных республик – причем не только специалистов старшего поколения, но и талантливую молодежь.

Среди нужных и полезных публикаций должна быть названа помещенная в четвертом выпуске статья Б. Яковлева «Ленин и книга» (по новым материалам, впервые опубликованным в связи с 90-летием со дня рождения В. И. Ленина). Тема «Ленин и книга» не исчерпывается только этим исследованием. В пятом (выпуске помещены статьи Л. Виноградова «Личная библиотека В. И. Ленина» (по каталогу личной библиотеки Ильича, выпущенному Всесоюзной книжной палатой и Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС) и Р. Савицкой «Из истории издания Сочинений В. И. Ленина», в которой суммированы сведения о принципах, положенных в основу каждого из пяти изданий сочинений Ильича. Эту же тему продолжает помещенная в седьмом выпуске статья Е. Голоуховой «Библиотека В. И. Ленина в Кремле».

Отрадно, что от номера к номеру повышается, актуальность материалов «Книги». Если в первом сборнике совсем не было статей, связанных с практикой советского книгоиздания, то, начиная со второго выпуска, этот раздел стал ведущим. Большой практический интерес представляют статьи Н. Сикорского «Некоторые вопросы советского книгоиздательства на современном этапе», Н. Малыхина «Общественное значение книги», М. Арбузова «Новое в советской книжной торговле», С. Путяева «О занимательности пропагандистской книги».

Очень интересно читать напечатанные в сборниках работы об оформлении книг – особенно статьи доцента факультета художественного оформления печатной продукции Московского полиграфического института В. Ляхова «Путь оформления советской книги за минувшие сорок лет» (I выпуск); «Оформление внешних элементов советской книги» (II выпуск); «О путях к новому. Очередные вопросы оформления советской книги» (в соавторстве с А. Гончаровым; V выпуск).

Статьи эти написаны ярко, аргументированно, с привлечением обширной специальной литературы. В них освещается история оформления русской книги с древнейших времен до наших дней, ставится вопрос о повышении культуры книгоиздательского дела в СССР, о всестороннем внедрении нового и рационального в оформление советской книги. Справедлива критика некоторых издательств, снизивших в последнее время требовательность к художественному оформлению своих изданий.

Видный советский график – автор иллюстраций к Лопе де Вега и Мериме, Петрарке и Сервантесу, Шекспиру и Хемингуэю – А. Гончаров в статье «Моя работа над книгой» выступает перед читателями со своим творческим отчетом за сорок лет, из которого явствует, что успех работы художника-оформителя зависит прежде всего от его умения постигнуть идейно-художественное содержание книги, войти в образный мир ее автора.

Сегодняшний и завтрашний день книги неразрывно связаны с днем вчерашним – богатые традиции отечественного книгоиздательства достойны серьезного изучения. В содержательном разделе, посвященном истории печатного, дела, опубликованы новые материалы о начале книгопечатания на Руси, статьи из истории книгопечатания на Украине, в Грузии, в Узбекистане, об инкунабулах и первых изданиях классиков науки и литературы, хранящихся в советских библиотеках.

В начале будущего года наша страна будет отмечать одну из знаменательных дат своей многовековой история – 400-летие русского книгопечатания. «Навстречу 400-летию русского книгопечатания» – так озаглавлена статья члена-корреспондента Академии наук СССР А. Сидорова, опубликованная в пятом выпуске. «Четыре века, – пишет автор, – прошло с тех пор, как вышла в свет первая точно датированная печатная русская книга: бессмертное издание «Апостола», осуществленное Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем. Дата 1 марта 1564 года имеет для нас особое значение. Русская культура поднимается как бы на новую вершину, книгопечатание становится ее верным и постоянным орудием и оружием… Понятие книгопечатания, естественно, включает в свою орбиту и газету и журнал. Вот почему 400-летиё русского книгопечатания есть вместе с тем юбилей русской периодической печати, публицистики, русского журнально-газетного дела».

Статьей А. Сидорова открывается серия публикаций, посвященных знаменательной дате, которые редколлегия предполагает поместить, в последующих выпусках.

Много познавательного материала, особенно полезного для работников издательств, содержат статьи М. Смушковой и Е. Рубинштейн «Советский школьный учебник и работа учебно-педагогических издательств»; Ф. Петрова «Первые советские энциклопедии»; Д. Винокурова «Методы подготовки отраслевого энциклопедического издания (По материалам второго издания Большой Медицинской Энциклопедии)»; А. Деева «Издательская деятельность Всесоюзной книжной палаты». А статья Г. Усыскина «Энциклопедия отечественной поэзии» (IV выпуск), довольно полно характеризующая издания «Библиотеки поэта», основанной М. Горьким, в одинаковой мере привлечет внимание и книговеда, и критика, и любого читателя.

Следует приветствовать появление в седьмом выпуске дискуссионной статьи А. Мильчина «О предмете редактирования».

Известно, что в создании книги вместе с автором участвует и редактор. К сожалению, о редакторах у нас пишут мало и почти совсем не обобщают опыт их работы. Уж так повелось: о редакторе вспоминают преимущественно для того, чтобы задать традиционный вопрос: «Куда смотрел редактор?» Правда, в последние годы вышли поучительные книги – Л. Чуковской («В лаборатории редактора»), К. Рождественской («За круглым столом») и других авторов; выходят сборники «Редактор и книга». Но эти издания не могут все же исчерпать всех вопросов. Не случайно существует такая разноголосица во мнениях о редакторской работе. Одни считают, что редактор- это неудавшийся писатель или журналист, другие отказываются считать редактором человека, не выступающего в печати. Одни готовы предоставить редактору неограниченные права, другие не признают малейшего вмешательства в авторский текст. Одни думают, что хороший редактор – это прежде всего редактор опытный, другие полагают, что опыт ни при чем, главное – призвание, и т. д.

Основная заслуга А. Мильчина – автора статьи «О предмете редактирования», – в том, что он пишет о редактировании не как о ремесле, а как об искусстве.

Рассматривая редактирование как творческий процесс, автор статьи много внимания уделяет принципиальности и требовательности. И не случайно. Вопрос об эстетическом вкусе редактора, его разумной требовательности – вопрос о движении книжного дела к высотам мастерства.

Хотелось бы, чтобы дискуссия «О предмете редактирования», начатая А. Мильчиным, была успешной и плодотворной.

Можно назвать не много изданий, оценка которых на страницах периодики была столь же единодушной, сколь оценка «Книги». О первых сборниках сочувственно писали газеты «Литература и жизнь» и «Советская культура», журналы «Новый мир» и «Советская библиография». Подробный обзор нового издания, принадлежащий перу чешского библиографа Я. Дртыны, опубликовал немецкий «Zentralblatt fur Bibliothekwesen». Серьезную и благожелательную рецензию известного историка книги Дж. Симмонса напечатал лондонский журнал «Bookcollector».

Однако сейчас хочется сказать не только об удачах «Книги» – они бесспорны и убедительны, – но и о тех просчетах, что неизбежны на трудном пути становления нового издания и своевременное устранение которых сделает его в будущем еще более нужным и популярным.

В первых выпусках заметен некоторый чрезмерный уклон в историю книги. Конечно, необходимо изучать книгу как памятник материальной и духовной культуры прошлого. Однако главное внимание должно быть направлено на исследование книги как активного фактора воздействия на современное общество, могучего орудия коммунистического воспитания и формирования нового человека, важнейшего средства пропаганды передовых идей, распространения культуры, науки, техники и т. д.

Пока совершенно не освещается в сборнике сегодняшняя книжная жизнь Белоруссии и Молдавии, Прибалтики и Закавказья, Поволжья и Урала, Сибири и Дальнего Востока. Хотелось бы, чтобы вслед за опубликованной в пятом выпуске статьей А. Молодчикова «Книгоиздательское дело в Украинской ССР 1917 – 1960 годов» появились обстоятельные статьи о современном состоянии книгоиздательского дела в других наших союзных и автономных республиках, краях и областях.

Нужно шире освещать вопросы современного книгоиздательства за рубежом и особенно в странах народной демократии.

Насущных проблем у книговедения так много, что разрешить их одному печатному органу, разумеется, не под силу. В этих условиях очень важно избегать дублирования родственных периодических изданий – журналов «Библиотекарь», «В мире книг», «Советская библиография», «Советская книжная торговля» и других. Думается, что вряд ли стоило помещать в третьем выпуске статью Ю. Меженко «О портретах библиографов». При всей своей познавательной ценности она очень специальна и больше бы подошла для других критико-библиографических органов.

Вызывают неудовлетворенность и две статьи С. Фортинского об экслибрисе – «Советские художественные книжные знаки» и «Краткий обзор советской литературы о книжных, знаках за 1957 – 1958 годы». Верные наблюдения и суждения автора теряются в наукообразных построениях о «создании корпуса книжных знаков», «о классификации экслибрисов» и других явно надуманных проблемах.

Не совсем понятно появление в пятом выпуске статьи С. Поливановского «Книжная торговля в Москве и пути ее развития». Для подобных материалов есть специальный’ журнал – «Советская книжная торговля».

Еще один бросающийся в глаза недостаток: в семи выпусках нет ни одной острой критической статьи. Голос нового издания должен обрести высокий публицистический накал, «Книга» должна остро, наступательно критиковать недостатки в деятельности издательств. Безусловно, должны публиковаться и статьи, вызывающие желание поспорить для того, чтобы найти истину.

Пока редколлегия «Книги» еще только формирует свой авторский актив, ищет наиболее интересные и действенные формы подачи материала. Понятно, что на этом пути много трудностей. Но все это не должно снижать требований к языку и стилю публикуемых статей, к верстке и оформлению. Такой сборник, как «Книга», должен быть более ярким и красочным.

Редакции необходимо расширить круг авторов. Пусть в сборниках зазвучат голоса писателей, журналистов, философов, искусствоведов, графиков, коллекционеров, любителей книги из самых различных уголков нашей страны.

Нужно, чтобы новый печатный орган по-настоящему оценило Всесоюзное объединение книжной торговли. Определяемые сейчас для «Книги» тиражи мизерны. Об этом свидетельствует моментальная распродажа сборника в книжных магазинах, многочисленные, письма в редакцию с просьбой помочь достать предыдущие номера. Выпуск «Книги» – доброе дело. А к доброму делу необходимо доброе отношение. У «Книги» должен быть по-настоящему книжный тираж!

Цитировать

Лапшин, М. Книга о книгах / М. Лапшин // Вопросы литературы. - 1963 - №8. - C. 178-182
Копировать