№2, 1960/Заметки. Реплики. Отклики

К вопросу о постановке некоторых вопросов

Один мой знакомый, молодой аспирант-филолог, недоумевал: как это Н. Г. Чернышевский дал своей диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» столь примитивное название? Многоопытный юноша утверждает, что ни один современный соискатель ученой степени не решится на такой безрассудный поступок.

Действительно, кому придет на ум формулировать тему своего исследования просто и ясно, точно определив его цель, задачу и границы? Это не академично. Начинающие литературоведы больше всего озабочены сохранением своей неповторимой, самобытной творческой индивидуальности. Идя навстречу их многочисленным пожеланиям и в порядке обмена опытом, коснемся в этих заметках некоторых специфических вопросов технологии нашего ремесла.

Практика показывает, что успех исследования зависит не столько от глубины и богатства его содержания, сколько от качества его заголовка. Это, конечно, естественно. Мало надежды, что кто-либо, когда-нибудь добровольно прочитает вашу работу, но знать о ней и судить о ней будут все. Установлено, что специалисты, кроме журналов «Здоровье» и «Моды сезона», регулярно просматривают также библиографические бюллетени.

Названия литературоведческих трудов рождаются в муках творчества, ибо жизнь предъявляет к их авторам повышенные требования. Во-первых, из самого заголовка должно явствовать, что вы отнюдь не стремитесь к исчерпывающей полноте. Пожалуйста, выдвигайте задачи (актуальные, важные, животрепещущие, первоочередные, некоторые), касайтесь проблем (актуальных, важных, животрепещущих, первоочередных, некоторых), ставьте вопросы (актуальные, важные, животрепещущие, первоочередные, некоторые). Но формулировка темы должна сигнализировать: автор ни на что не претендует. Он намерен только затронуть отдельные стороны, бегло осветить лишь кое-какие аспекты, поделиться некоторыми своими наблюдениями. Этого требует техника безопасности. Но, с другой стороны, при всем том необходимо создать впечатление солидности, серьезности, глубокомыслия. Расплывчатость и неопределенность заголовка научного труда придают ему многозначительность.

Для ориентировки приведем несколько примеров из «Ученых записок» Ленинградского, Туркменского, Вильнюсского университетов, Лиепайского, Карельского, Винницкого пединститутов, из академических изданий и литературных альманахов, из авторефератов.

«К вопросу об авторе«Рассказа моей бабушки». «К вопросу изучения драматургии М. И. Веревкина, писателя второй половины XVIII века». «Некоторые пласты лексики в ранних рассказах А. М. Горького». «Несколько замечаний о терминах бурятского фольклора». «Несколько слов о Барбарусе и «Тарапите». «О некоторых особенностях словесно-художественного мастерства А. И. Полежаева». «Некоторые замечания и предложения к роману Лонга «Дафнис и Хлоя». «Некоторые особенности«книжной» лексики и ее стилистического употребления в романтических поэмах М. Ю. Лермонтова «Мцыри» и «Демон». «Из наблюдений над глагольными лексико-синонимическими заменами в разных редакциях произведений А. П. Чехова». «К изучению проблематики очерка Г. И. Успенского «Выпрямила». «Некоторые проблемы художественности латышских бытовых сказок»…

Вы, вероятно, обратили внимание на то, что должный эффект во всех случаях достигается благодаря умелому, строго продуманному использованию устойчивых словосочетаний.

Установлено, что литературоведы издавна испытывают влечение, род недуга, любовь какую-то и страсть к словам: «вопрос», «проблема», «задача», «особенности», «специфика», «закономерность». В соединении с определениями: «некоторые», «отдельные», «кое-какие», при гибком употреблении предлогов «из» и «к» самые заурядные и бесцветные имена существительные приобретают значение научных терминов.

Полный словарь литературоведческих терминов еще не создан. Не известно, когда появится пособие для начинающих историков и теоретиков литературы. Поэтому мы, не претендуя на широкие обобщения, приводим неполный аннотированный перечень наиболее устойчивых словосочетаний, чаще всего и охотнее всего употребляемых авторами диссертаций и «Ученых записок», журналов, альманахов, сборников, методических разработок, научных сообщений… Итак, следуйте лучшим образцам.

Цитировать

Уралов, Р. К вопросу о постановке некоторых вопросов / Р. Уралов // Вопросы литературы. - 1960 - №2. - C. 45-48
Копировать