№1, 1992/Обзоры и рецензии

К истории исследования тоталитарной культуры

Katarina Clark, The Soviet Novel. History as Ritual, Chicago and London, The University of Chicago Press, 1981, 293 p.

Книга американского профессора Катарины Кларк является первой фундаментальной работой, представляющей соцреализм как специфический феномен и объект исследования. На материале преимущественно соцреалистической классики автор ставит вопрос о месте соцреализма в истории советской культуры в целом. Здесь рассматриваются как историко-литературные аспекты проблемы (зарождение «нового метода», его развитие и функционирование как официального метода советской литературы, его закат), так и теоретико-литературная проблематика, связанная с внутренними особенностями самой соцреалистической литературы. Проблемы соцреализма рассматриваются в книге хронологически: соцреализм до 1932 года (на первом плане здесь положительный герой дореволюционной литературы и соцреалистическая классика 20-х годов), высокая сталинская культура (проблема нового человека, сталинский миф о «Большой семье» – эта глава работы публикуется в настоящем номере журнала; героический миф советской литературы), литература послевоенного десятилетия и соцреализм в эпоху хрущевской «оттепели».

Особый интерес представляет предложенная автором методика анализа соцреалистических текстов (в книге специально, и подробно анализируются «Цемент» Ф. Гладкова, «Молодая гвардия» А. Фадеева и другие произведения) как текстов особого рода, восходящих к политико-идеологическому дискурсу и интенциям власти. Если учесть, что соцреализм особенно важно понять именно в этом аспекте, в имманентной логике организации и построения текста такого рода, то становится ясно, что вопрос о методике прочтения произведений соцреализма становится первостепенным.

В приложении автор представляет разработанные модели сюжетной организации соцреалистических текстов как особого типа монтажа политико-идеологических блоков-клише.

Книга К. Кларк, являясь первым целостным исследованием проблемы соцреализма1, стоит у истоков обширной литературы, посвященной советской тоталитарной культуре, и стимулирует разработку этих проблем на Западе в 80 – 90-е годы.

Hans Gunther, Die Verstaatlichung der Literatur. Entstehung und Funktionsweise des Sozialistisch-realistischen Kanons in der Sowjetischen Literatur der 30-er Jahre, Stuttgart, 1984, 345 S.

Книга Ханса Понтера «Огосударствление литературы» является первой глубокой попыткой рассмотрения социалистического канона в историко-литературном пространстве 30-х годов. Обширный корпус соцреалистических текстов (прозаических и критических) исследован в работе во внутренней динамике развития второй половины 30-х годов, выявлены силовые линии историко-литературного процесса этих лет, времени окончательного формирования культурно-идеологической доктрины тоталитарного государства. Автор показывает закономерности имманентного развития соцреалистической теории и практики на фоне реальной литературной ситуаций тех лет. Здесь определены основные этапы обоснования главных постулатов соцреализма – «партийности», «народности», «типичности», «революционной романтики», «позитивного героя» и т. д. Соцреализм рассматривается и как стилевая формация (на материале произведений М. Шолохова и Н. Островского), представлены и альтернативы (А. Платонов; культурологические концепции М. Бахтина и связь его теорий об официальной и неофициальных культурах, о карнавальной культуре, о монологизме и диалогизме со становлением тоталитарной культуры). Особое место отводится в книге критике, стоящей в непосредственной близости к формированию культурно-идеологической доктрины. В этом контексте впервые рассматриваются в новой культурной перспективе литературные дискуссии второй половины 30-х годов: о языке, о Джойсе и Дос Пассосе, о формализме и вульгарном социологизме, о художественном методе и др. Наконец, рассматривается «особая позиция» журнала «Литературный критик» в конце 30-х годов и то место, которое занимали в ее отстаивании Лукач и Лифшиц. Заканчивается книга специальной главой, в которой реконструирован статический канон соцреализма, его дискурс, особая культурно-коммуникативная структура, его регрессивный характер.

Книга Ханса Гюнтера является пионерским исследованием в области изучения советского тоталитарного искусства в одном из важнейших периодов его развития конца 30-х годов.

 

  1. Из вышедших на Западе в 70-е годы книг о советской тоталитарной культуре обращают на себя внимание: C. Gray, The Great Experiment in Russian Art, London, 1970; C. James, Soviet Socialist Realism, Macmillan, 1973; H. Gassner, E. Gillen, Zwischen Revolutionkunst und Sozialistischem Realismus. Dokumente und Kommentare, Koln, 1979.[]

Цитировать

Д., Е. К истории исследования тоталитарной культуры / Е. Д. // Вопросы литературы. - 1992 - №1. - C. 359-363
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке