№1, 2006/Книжный разворот

К. А. Степанян. «Сознать и сказать»: «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф. М. Достоевского

К. А. Степанян известен как автор статей о поэтике и философии Достоевского, публиковавшихся ранее в периодической печати (заметим, что многие из числа наиболее удачных работ впервые появились на страницах «Вопросов литературы»). Теперь эти статьи объединены в книгу. Сам принцип собирания книги из ранее опубликованных статей диктует неизбежную неравноценность ее состава. Не вполне мотивировано, например, включение в сборник серии бесед о Достоевском в газете «Первое сентября» и части материалов явно публицистического толка («Под бременем страстей и раздумий» и др.).

Несомненно лучшая часть книги – три статьи об «Идиоте». Они ценны прежде всего глубоко нетрадиционным пониманием фигуры Мышкина. История Мышкина в концепции Степаняна – это трагедия человека, вообразившего себя Христом, но не вместившего в себя задачи спасения мира, потому что он, увы, только человек. Степанян показывает, что для понимания образа Мышкина существенна популярная во второй половине XIX века историческая школа толкования Евангелия, в первую очередь – Э. Ж. Ренан. Достоевский, таким образом, полемизирует с материалистическим пониманием историчности Христа: человек (не Богочеловек!), по его мнению, не смог бы взять на себя ответственность за спасение мира. Это и происходит с Мышкиным: он оказывается подвержен земным страстям и терпит поражение.

Чрезвычайно хорош также разбор «Бедных людей». Исследователь далек от сентиментального умиления.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2006

Цитировать

Елифёрова, М.В. К. А. Степанян. «Сознать и сказать»: «Реализм в высшем смысле» как творческий метод Ф. М. Достоевского / М.В. Елифёрова // Вопросы литературы. - 2006 - №1. - C. 362-363
Копировать