Joseph A. Kestner. Sherlock’s sisters: The British female detective, 1864–1913
Монография Джозефа Кестнера о женщине-детективе во второй половине XIX — начале ХХ века — заметное событие для современной англистики. Само по себе оно представляет повод для расследования: Дж. Кестнер, профессор Университета Талсы (США), признанный специалист по английскому детективу XIX века, умер в 2015 году; рецензируемая монография издана в 2017-м; копирайт Кестнера датирован 2003-м; далее мы теряемся в догадках. Перед нами посмертное переиздание монографии, опубликованной в начале века? Или автор успел доработать книгу, но не успел опубликовать? Странно, что эти обстоятельства не прояснены в предисловии к изданию, где редакторы серии «Nineteenth Century Series» Винсент Ньюи и Джоан Шетток говорят о задачах изучения романтической и викторианской литературы и ни слова — об издательской судьбе конкретной книги. Однако даже если мы имеем дело с переизданием труда почти двадцатилетней давности, оно все равно вызывает интерес: и потому, что охватывает весьма объемный малоизученный материал, и в аспекте избранной автором методологии.
В основу исследования положен хронологический принцип, и автор совершенно оправданно начинает разговор об английском детективе с У. Коллинза («Дневник Анны Родуэй», 1856) и заканчивает эдвардианской эпохой и 1913-м, последним мирным годом. В первой главе, «Женщина-детектив в Британии», ученый обращается к истокам возникновения фигуры женщины-детектива в литературе 1860-х в произведениях У. С. Хейворда, Э. Форрестера-младшего и У. Коллинза. Отталкиваясь от мысли о том, что «возникновение фигуры женщины-детектива в английской литературе стало результатом изменившихся юридических, социальных, моральных, институциональных и гендерных практик» 1 (с. 1), автор предсказуемо отдает предпочтение историческому и социокультурному контексту рассматриваемых произведений, отчасти в ущерб филологическому анализу. «Откровения женщины-детектива» (1861–1864) У. С. Хейворда интересуют Кестнера как текст, в котором впервые возникает образ женщины-детектива, окончательно сформированный в английской литературе после появления Шерлока Холмса. Центральный персонаж, миссис Пэскел, — героиня умная, мужественная, игнорирующая патриархальный уклад и очень профессиональная. В цикле рассказов Э. Форрестера-младшего «Женщина-детектив» (1864) действует миссис Джи, сотрудница лондонской полиции. По мысли автора, поскольку в рассматриваемую эпоху женщина еще не могла служить в полиции, Форрестер описывал ситуацию фантастическую, декларируя таким образом самостоятельность своей героини и женщины вообще.
- Здесь и далее рецензируемая книга цитируется в моем переводе.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2020