№1, 1980/В шутку и всерьез

Из творческого наследия О. Л. д’Ора. Публикация М. Медведева

В творчестве русского писателя-сатирика и журналиста Иосифа Львовича Оршера (1878 – 1942), писавшего под псевдонимом О. Л. д’Ор, пародия всегда занимала видное место. Уже в начале своей литературной деятельности, сотрудничая в сатирических журналах 1905 – 1907 годов, он нередко прибегал к этому жанру. Позже О. Л. д’Ор был сотрудником «Сатирикона» и «Нового сатирикона», других дореволюционных журналов и газет, публикуя в них, помимо фельетонов, рассказов, и острые, злободневные пародии.

О. Л. д’Ор активно сотрудничал в первых советских сатирических журналах, был организатором и редактором одного из них, его произведения мы находим в «Смехаче», «Красном вороне» и других изданиях. В 1930 году вышла его книга воспоминаний.

Предлагаемая вниманию читателей подборка пародий составлена так: «Шаблон» печатается, в сокращенном виде, по альманаху «Пауки в банке» (1911), пародия «Торжество быта» взята из сборника «О сереньких людях» (1912), а «Почтовый ящик для «сатириконцев», остроумно вышучивающий стиль и характер ответов авторам, публиковавшихся на страницах «Сатирикона» и «Нового сатирикона» и ставших самостоятельным сатирическим жанром, – по N 10 «Нового сатирикона» за 1913 год. Пародийные рассказы из «Хрестоматии для очень маленьких деточек», передающие назидательный тон дореволюционной детской литературы, взяты из коллективного сборника «Вестник знания «Нового сатирикона» (1917).

 

О. Л. д’ОР

ИЗ ФЕЛЬЕТОНА «ШАБЛОН»

Еще июньские книжки наших «толстых» журналов не вышли в свет, но, по примерам прошлых месяцев и даже лет, я берусь, с точностью до одной тысячной, предсказать содержание беллетристических произведений, которые в них будут помещены.

* * *

В «Русском богатстве»<…> рассказ будет обязательно из жизни ссыльных, и будет называться «Перетырщики».

Мы понимаем, что с нашей стороны это нескромно, но приводим этот рассказ.

ПЕРЕТЫРЩИКИ (Поэма в прозе)

…Было двести градусов по Реомюру.

В юрте их было трое: один жиган, один братан и одна молодая девушка.

На последней был широкий кожаный пояс и арестантские коты. Грустная, она сидела у огня и умирала.

– Братан! – сказал жиган. – Что сделать нам для спасения нашей голубки, Уж не купца ли убить?

С седых усов жигана скатилась крупная слеза. Он вытер ее полой бушлата, отчего пола сделалась мокрой. Братан мрачно молчал.

– Который час? – спросила тихо умирающая.

Жиган вынул из голенища золотой «бимбор», который он накануне сбондил у проезжавшего брюхана, и сказал:

– Половина третьего. Все невольно вздохнули.

– Нехорошо воровать! – тихо и честно продолжала молодая девушка.

Она придвинулась к огню, сняла пояс и умерла. Жиган и братан набожно сняли шапки и перекрестились.

А в Петербурге в это время жизнь текла беспрерывным праздникам

Ели мороженое… Пили дорогое бессарабское вино… Ездили на извозчиках…

* * *

«Современный мир» – длинный, длинный, распропредлинный роман Потапенки из жизни духовенства. Вот начало этого романа.

БАТЮШКИ И МАТУШКИ

О. Никандр Вводестоященский был старше своей матушки Пелагеи лет на семь.

Матушка же была моложе отца Никандра лет на десять.

У о. Никандра было 6 коров, 12 овец, 8 боровов, 30 кур, 20 штук гусей – 4 белых, 5 серых, 5 неопределенного цвета, 6 совершенно бесцветных.

Был еще у о. Никандра один бык. В конюшне у него, т. е. у о. Никандра, стояли 2 кобылы, 3 жеребенка и один жеребец.

У о. Никандра было 10 человек детей – 6 сыновей и 4 дочери.

Звали их: Алексей, Иван, Петр, Антон, Сергей, Авдей, Маша, Саша, Каша и Простокваша!

Учились они: Алексей в семинарии, Иван в духовном училище, Петр нигде не учился.

Продолжение романа и списка имущества отца Никандра будет печататься до конца года.

ИЗ ФЕЛЬЕТОНА «ТОРЖЕСТВО БЫТА»

ПРОКЛЯТЫЙ РОД

Роман И. Рукавишникова

Умер старик железный. Хотели дредноут вырубить. Зачем железу пропадать? Слишком тверд был труп.

На кладбище свезли. В могилу опустили. Опустили. Засыпали. На улицу ногами вышли. Крикнули:

– Цыганок!

Визжали ртами. Пили. Поднял руку правую. Наотмашь дал:

– Вот тебе, стерва!

Страху-ужасу было что. Погладил бороду поп.

– Эк ведь развезло.

Усмехнулся. Рукой махнул. Каин Авеля убил.

– Молчать! – крикнул.

Взял-Поднял стол – стул. Сжал – сдвинул глаза – брови;

Цитировать

д’Ор, О. Из творческого наследия О. Л. д’Ора. Публикация М. Медведева / О. д’Ор // Вопросы литературы. - 1980 - №1. - C. 293-301
Копировать