№1, 1972/Публикации. Воспоминания. Сообщения

Из литературно-критического наследия А. Фадеева. Вступительная заметка, публикация, и комментарий Л. Огановой

Рецензии А. Фадеева и письма, являясь органической частью его общественно-литературной деятельности, в полной мере отразили присущую ему партийную страстность, художническую одаренность, тонкость критических суждений, беспредельную заинтересованность в развитии литературы нашей Родины – шла ли речь о его собственных литературных произведениях, о работе руководителя писательской организации страны или рецензента и пропагандиста советской литературы.

Публикуемые материалы находятся в Центральном государственном архиве литературы и искусства (ЦГАЛИ), Отделе рукописей Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (ГПБ), Института мировой литературы имени А. М. Горького (ИМЛИ).

Тексты А. Фадеева даны без купюр и сокращений. Купюры в цитатах, приведенных в комментариях (например, из письма М. Пришвина), обозначены многоточием в угловых скобках. В квадратных скобках даны датировки публикатора, когда в письмах авторская датировка отсутствует. В комментарии эти датировки аргументируются.

 

А. А. ФАДЕЕВ – А. С. СЕРАФИМОВИЧУ1

Дорогой Александр Серафимович! 2

Не сердитесь на меня за «Последний из удэге» 3 – я расстроен больше Вас. Дело в том, что начало романа (около листа) никуда не годится, его нужно переделывать. Если принять во внимание, что я переделывал это начало уже буквально около 30-ти раз, то Вам станет ясно, что я переделать его не могу, пока начало это не остынет и не вырисуется передо мной конец романа.

А между тем из предполагаемых 20-ти листов я имею 9 написанных, из них только 5 готово к печати, включая плохое начало. Если бы оно было хорошо, я, понятно, управился, печатая в месяц по 2 листа, пропустить первую часть (в размере 8 листов) по апрель месяц включительно. Печатать плохое начало я но могу.

Мне и стыдно публиковать плохое, и не хочется давать пищу мещанам и завистникам, тем более, что роман-то в целом пока что очень удается. Притом такой нажим со всех сторон: «Когда кончишь! Когда начнешь печатать!» и т. п., что нужно поражаться моей железной выдержке в смысле самой трудоемкой и строгой работы.

1) Если я сумею выправить к 15 декабрю начало, обязательно начнем с января4.

2) Если нет, но Вам обязательно требуется что-либо из романа в первый же номер, то я могу дать отрывок (без начала) в 4 листа.

3) Если можно как-либо обождать, то с февраля или с марта я мог бы начать по-человечески и пропустить одну или даже две (до 12 листов) части.

Вы ведь понимаете, Александр Серафимович, как важно мне после «Разгрома» выйти в свет в «добропорядочном» виде, – особенно, когда такой литературный кризис кругом. Во всяком случае, я приложу в се силы, чтобы начать с января.

А. Фадеев.

[Не позже 15.XII.1928 г.] 5

 

РЕЦЕНЗИЯ НА ОЧЕРКИ В. П. СТАВСКОГО «НА ХЛЕБОЗАГОТОВКАХ» И «КУБАНЬ НАКАНУНЕ ПЕРЕВЫБОРОВ» 6

Очерки очень, очень интересны.

Первый очерк – «Собрание ячейки» – скучен и не нужен, его надо просто выбросить. Те характеристики и описания наружности людей, которые есть в этом очерке, необходимо и возможно перенести в другие очерки, как скоро появляется в них то или иное из затронутых действующих лиц7.

Необходимо лучшие очерки пропустить в «Октябре» 8 и «Молодой гвардии» 9. Книга в целом может и должна пройти в «Новинках» 10. [1928] 11Ал. Фадеев.

 

А. А. ФАДЕЕВ – А. С. СЕРАФИМОВИЧУ12

Дорогой Александр Серафимович!

Простите, что я не был на редколлегии13. Был на читке пьесы Киршона14, причем, вопреки всем слушателям, дрался за то, чтобы Киршон выбросил одну фигуру «романтизированного певца», портившего пьесу (пьеса о 26-ти комиссарах, очень хороша в целом). Не хотелось уходить без того, чтобы не разбить «противников» и не убедить Киршона, что и удалось мне.

Вообще же, если я где и работаю по литературной линии сейчас, то только в «Октябре», т. е. не работаю нигде. Приезжаю сюда исключительно из-за партийной нагрузки. Скорое печатание романа15 заставляет меня временно саботировать практическую работу.

Привет. [1928 ] 16

Ал. Фадеев.

 

А. А. ФАДЕЕВ – И. В. ЕВДОКИМОВУ17

Дорогой Иван Васильевич!

Очень интересный материал18, и желательно было бы напечатать19, но для этого – два непременных условия:

1. Еще раз самым внимательным образом – от фразы к фразе – стилистически выправить все: масса неряшливостей.

2. Сократить эту часть по крайней мере страниц на 25 (советую сильно сжать все начало до бегства бычка20; поджать все от поимки двух беглецов до начала слежки за Заселяевым21; затем главу «Женщина с узелком» 22 можно укоротить в начале и т. п., вообще ужать ненужные описания и диалоги) с расчетом, чтобы вся эта часть без перегрузки уместилась в двух номерах: растянутость несколько оскучняет вещь.

Привет.

[1981] 23

Ал. Фадеев.

 

А. А. ФАДЕЕВ – АНДРЕЮ БЕЛОМУ24

Уважаемый Борис Николаевич!

В ответ на Вашу записку от 16 августа25 извещаю Вас о том, что в течение лета получил от Вас две открытки, которыми был вполне удовлетворен.

Очень сожалею о Вашем нездоровье – спокойно лечитесь и не волнуйтесь ни о чем.

Жму Вашу руку. 22.VIII. 1933 г.

Ал. Фадеев.

 

А. А. ФАДЕЕВ – А. П. ПЛАТОНОВУ26

Тов. Платонов!

Я мог бы просмотреть Вашу поэму27 сам, но, к сожалению, на днях уезжаю в отпуск.

Я советую Вам послать ее в редакцию «Красной нови» тов. Митрофанову28, с которым я договорился о том, чтобы он внимательно к ней отнесся.

22.VIII.33

Фадеев.

 

А. А. ФАДЕЕВ – М. М. ШКАПСКОЙ## ЦГАЛИ, ф. 2182, оп. 1, ед. хр. 503, л.

  1. ЦГАЛИ, ф. 457, оп. 1, ед. хр. 346, л. 9 – 10.[]
  2. А. С. Серафимович в те годы был ответственным редактором журнала «Октябрь», а Фадеев – членом редколлегии.[]
  3. Публикация в «Октябре» глав из романа А. Фадеева «Последний из удэге» несколько раз откладывалась по просьбе автора.[]
  4. Свое обещание А. Фадеев выполнил, и с января 1929 года роман начал печататься в журнале «Октябрь» (1929, N 1 – 4; 1930, N 4 – 6).[]
  5. Письмо датируется по времени публикации романа, с учетом срока, указанного автором в письме (15 декабря).[]
  6. ЦГАЛИ, ф. 1712, оп. 1, ед. хр. 174, л. 16.[]
  7. Эти замечания и советы А. Фадеева были учтены и реализованы В. Ставским при подготовке рукописи к публикации.[]
  8. Очерки были опубликованы в журнале «Октябрь»(1928, N 11 – 12; 1929, N 1 и др.).[]
  9. В журнале «Молодая гвардия» в 1928 – 1930 годах печатались очерки В. Ставского, вошедшие впоследствии в его книгу «Разбег» и др.[]
  10. Книга В. Ставского «Станица. Кубанские очерки», включавшая очерки, опубликованные ранее в «Октябре», вышла в свет в 1929 году в изд. «Московский рабочий» (серия «Новинки пролетарской литературы»). А. Фадеев был членом редколлегии этой серии.[]
  11. Рецензия датируется по времени публикации очерков В. Ставского в «Октябре».[]
  12. ЦГАЛИ, ф. 457, оп. 1, ед. хр. 346, л. 11 – 12.[]
  13. А. Фадеев имеет в виду заседание редколлегии «Октября».[]
  14. Читка пьесы «Город ветров» происходила, вероятно, в конце 1928 года, так как поставлена она была на сцене Театра имени МГСПС в 1929 году.[]
  15. Имеется в виду роман «Последний из удэге».[]
  16. Письмо датируется по времени публикации романа А. Фадеева и премьеры спектакля В. Киршона «Город ветров».[]
  17. ЦГАЛИ, ф. 1246, оп. 3, ед. хр. 291, л. 1.[]
  18. Речь идет о рукописи повести И. Евдокимова (1887 – 1941) «Дорога».[]
  19. Повесть была опубликована в журнале «Красная новь» (1931, N 5 – 6). Автор учел замечания А. Фадеева, который в то время был членом редколлегии «Красной нови».[]
  20. В повести описан эпизод погрузки на пароход политических ссыльных вместе со скотом. Бегство бычка с парохода наводит на мысль о побеге и ссыльных.[]
  21. Заселяев– персонаж повести, провокатор в группе политических ссыльных, которого выследил и убил главный герой повести Штукатуров.[]
  22. В главе «Женщина с узелком» описано, как Штукатуров в Петрограде скрывается во время облавы и обыска от полиции, переодевшись в женское платье.[]
  23. Письмо датируется по времени публикации повести «Дорога» в «Красной нови».[]
  24. ГПБ, ф. 60, ед. хр. 70, л. 3.[]
  25. Переписка между А. Фадеевым и Андреем Белым велась по поводу предполагавшегося участия последнего в работе Первого Всесоюзного съезда советских писателей.[]
  26. ИМЛИ, ф. 138, оп. 1, ед. хр. 41, л. 1.[]
  27. О какой поэме идет речь, установить не удалось.[]
  28. А. Г. Митрофанов (1899 – 1951) – сотрудник редакции журнала «Красная новь».[]

Цитировать

Фадеев, А.А. Из литературно-критического наследия А. Фадеева. Вступительная заметка, публикация, и комментарий Л. Огановой / А.А. Фадеев // Вопросы литературы. - 1972 - №1. - C. 183-192
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке