Не пропустите новый номер Подписаться
№6, 1988/Книжный разворот

«История зарубежной литературы XVII века»

«История зарубежной литературы XVII века». Под ред. З. Плавскина, М., «Высшая школа», 1987, 248 с.

Ценность рецензируемого издания определяется уже тем обстоятельством, что речь идет о первом за последние тридцать лет специальном учебном пособии по истории литературы западноевропейских стран (Испания, Франция, Германия, Англия) указанного периода. До сих пор, в соответствии с лекционным курсом филологических факультетов, раздел «XVII век» входил как составная часть в учебники по истории литературы XVII – XVIII веков, нередко оказываясь при этом в положении «бедного родственника», в то время как основные усилия авторов концентрировались на рассмотрении литературного процесса XVIII века. Исключение в этом смысле составляет лишь университетский «Курс лекций по истории зарубежных литератур XVII века» Ю. Виппера и Р. Самарина (М., 1954) – труд фундаментальный, информативный, но в методологическом плане более чем уязвимый.

Авторам нового учебного пособия (коллектив преподавателей кафедры истории зарубежных литератур ЛГУ во главе с З Плавскиным) удалось избежать многих присущих нашим учебникам недочетов: и сухого, казенного стиля изложения, и перебора бесконечных общих мест, и клише, и тривиальных социологических (а точнее, псевдосоциологических) привязок. Верно и лаконично раскрыты характерные черты XVII века как целостной историко-культурной эпохи; справедливо акцентирована проблема нового гуманизма XVII века, идущего на смену ренессансному; подробно осмыслены взаимосвязи «трагической действительности» эпохи, философского поиска и развития литературы. Большое внимание уделено восприятию памятников западноевропейской литературы в России. Хотелось бы особо выделить главы о немецкой поэзии и драматургии, написанные Н. Жирмунской на высоком научном уровне. Лучшие страницы учебника представляют интерес не только для студентов, зачастую признательных авторам тем более, чем более подробно и вместе с тем компактно изложены сюжеты тех или иных произведений (а как раз к этому авторы и не стремились), но и для специалистов. Ибо отдельные принципиальные положения книги, не претендуя в силу требований жанра на открытие принципиально новых исследовательских горизонтов, в то же время неизбежно провоцируют читателя к соразмышлению.

Это относится в первую очередь к интерпретации авторами проблемы литературно-художественных стилей XVII столетия (правда, ленинградские исследователи предпочитают говорить не о «стиле» или «методе», но, вслед за И. Волковым, о «художественных системах»). Литературный процесс изучаемого периода рассматривается ими как результат взаимодействия только двух художественных систем:

Цитировать

Ченалов, К. «История зарубежной литературы XVII века» / К. Ченалов // Вопросы литературы. - 1988 - №6. - C. 253-256
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке