№8, 1980/Обзоры и рецензии

Исследование о лирической прозе

С. Липин. Сквозь призму чувств, «Советский писатель», М. 1978. 388 стр.

Это исследование с полным правом можно считать своеобразным итогом споров о специфике и тенденциях развития такого значительного стилевого течения, как лирическая проза. Дискуссии 60 – 70-х годов скорее поставили ряд вопросов, чем ответили на них. Однако стало совершенно очевидным: в современной советской литературе появилось новое стилевое течение, для изучения особенностей которого необходим скрупулезный анализ.

Ценность литературных дискуссий в том, что они обращают внимание на ту или литературную проблему, нацеливают исследовательскую мысль на ее изучение. Так и в случае с лирической прозой настала необходимость углубленного изучения…

В своей монографии С. Липин прослеживает появление и развитие исследуемого стилевого течения, связывая его в первую очередь с именами О. Берггольц, В. Солоухина, Ю. Смуула, создавших в середине 50-х годов ряд произведений, общих по тональности и открытому, личностному авторскому отношению. Эта проза, «идущая от поэзии» – это «не просто увиденное или вспомнившееся, а пережитое когда-то и нахлынувшее вновь, с новой силой, обогащенное… сегодняшними событиями…» (стр. 17).

На протяжении всей книги С. Липин стремится дать исчерпывающую формулировку лирической прозы. В лаконичной форме автору это сделать не удается, но он предлагает ряд определений, выясняющих отдельные грани лирической прозы, для которой характерно «глубоко прочувствованное отношение к действительности, непосредственное выражение мыслей и чувств, искренняя заинтересованность во всем, с чем сталкивается художник» (стр. 19 – 20).

С. Липин справедливо подчеркивает, что «лиризм как форма открытого выражения отношения художника к действительности может быть признаком самых различных литературных течений» (стр. 21), подкрепляя это заявление примерами из литературы романтического (Мюссе) и реалистического (Тургенев, Бунин, Пришвин) направлений. «Раскованность» лирической прозы, свободное обращение с материалом, открытость чувств художника, смелая ломка традиционных жанров, воспроизведение не столько событий, сколько настроений – такова, по С. Липину, совокупность черт лирической прозы.

Автор говорит о взаимопроникновении литературных родов и жанров, особенно заметном в литературе XX века. Подчеркивая, что «лирическая проза – это преобладание лирического начала» (стр. 75), С. Липин видит в ней и приметы эпоса (событийность, многоплановость, четко очерченные характеры).

Выявляя своеобразие лирической прозы, автор сопоставляет ее с лирикой – поэзией «короткого дыхания». Метод сопоставительного исследования весьма продуктивен: беря произведения одного автора – О. Берггольц, исследователь делает такое заключение «в пользу» лирической прозы: «лирическое чувство обретает в прозе всесторонность» (стр. 88); «лирическая проза раскрывает отношение к объекту всесторонне, многопланово, и поэтому само событие, факт, явление действительности тоже берется многопланово» (стр. 89).

Последовательно проводя принцип типологического анализа, С. Липин подводит читателя к выводу: «…По особенностям стиля, структуры, поэтики лирическая проза представляет собой сложное сплетение лирических и эпических форм повествования» (стр. 89).

Специальный раздел монографии посвящен особенностям характера и конфликта в лирической прозе. Автор показывает, что конфликт здесь носит не только внешний, но и внутренний характер, так как герою лирической прозы особенно часто приходится бороться с самим собой.

В поле зрения С. Липина оказывается и сюжет, рассматриваемый как содержательный элемент художественного произведения, подчиненный форме.

Своеобразие сюжетов лирической прозы в том, что «они обусловлены необходимостью наиболее полного раскрытия авторского чувства, стремления, пафоса. Сюжет действия в лирическом произведении сочетается с сюжетом настроения» (стр. 105 – 106). Он менее подчинен четкой организации; его особенности, к которым относится и некоторая размытость, связаны с логикой раскрытия внутреннего мира лирического героя и его душевных порывов.

Размышляет С. Липин и о ритмике лирической прозы, которая, как на ряде примеров доказывает исследователь, вообще стоит между стихами и прозой. Близость к стихам проявляется в приверженности лирической прозы к малым формам и к широкому использованию монолога. «Лирическая проза всегда отражает объективное через субъективное, мир – через отношение к нему» (стр. 132), – уточняет и расширяет прежние определения С. Липин.

Для лирической прозы характерно тяготение к медитативности, так как «в основе ее лежит мысль-переживание – чувство, глубоко осознанное, осмысленное: мысль, согретая чувством» (стр. 156).

С. Липин рассматривает личность современного художника как выразителя чувств и настроений общности советских людей. Таким образом автор подводит читателя к проблемам типичности, к мысли о том, что автор выражает нравственные искания и стремления читательских масс: «Лирическая проза – через личность художника, его борьбу за утверждение социалистических идеалов – отражает нравственное содержание личности современного советского общества» (стр. 222).

С. Липин обращается к материалам дискуссий, участники которых пытались предсказывать будущее лирической прозы, и делает вывод: «Лирическая проза не стала генеральным направлением в развитии советской литературы, как этого ожидали одни критики на грани 50 – 60-х годов, и не стала днем вчерашним, как предсказывали другие на грани 60 – 70-х.

Лирическая проза имеет уже свою классику и постоянно пополняется новыми произведениями» (стр. 286).

Монография С. Липина серьезное явление в той области современного советского литературоведения, которая занимается анализом стиля художественных произведений.

Это не значит, разумеется, что она безупречна. Так, говоря о первых шагах лирической прозы, нельзя оставлять в стороне творчество К. Паустовского, ограничиваясь беглыми замечаниями о его прозе.

А вот претензия другого плана: говоря о прозе современных буржуазных писателей, об их «сверхзадаче» – проповеди отчуждения, – С. Липин ограничивается ссылкой лишь на одну-две статьи, помещенные в журнале «Америка». Материал явно недостаточен, и убедительность аргументов проигрывает.

Исследуя истоки современной лирической прозы, необходимо подчеркнуть не только благотворное влияние стихотворений в, прозе И. Тургенева, миниатюр И. Бунина и М. Пришвина, но и шире развить мысль о роли поэзии как таковой. Размышления С. Липина о взаимопроникновении и взаимообогащении жанров точны, но для художественного процесса не менее важно взаимообогащение и литературных родов; роль лирики в становлении лирической прозы несомненно велика, и это обстоятельство ждет еще углубленного исследования.

Требуют более серьезной мотивировки и размышления о причинах возникновения такого нового явления, каким является лирическая проза. Слова: «Лирические начала особенно бурно развиваются в советской прозе в ходе послевоенного строительства, в период развернутого движения к коммунистическим идеалам, в период повышения субъективного фактора – роли и ответственности каждого человека в решении важнейших задач партии и государства» (стр. 33), безусловно, верны, но причин обращения современных авторов к лирической прозе гораздо больше.

Попытка дифференцировать лирическую и исповедальную прозу, на наш взгляд, мало убедительна1. Вообще плодотворным было бы исследовать специфику лирической прозы, щедрее сопоставляя ее с другими стилевыми течениями, например с психологической прозой, получившей такое большое развитие в современной прибалтийской литературе.

Желательно было бы обширнее представить внутрижанровое разнообразие лирической прозы (в книге С. Липина преимущественное внимание уделяется лирико-философской повести).

Но все эти замечания говорят о перспективах изучения лирической прозы. А начало в исследовании этого стилевого течения и его места в современной советской прозе книгой С. Липина «Сквозь призму чувств» уже положено.

г. Воронеж

  1. С. Липин по поводу исповедальной прозы ограничивается беглым замечанием: «Термин «исповедальная проза» все больше закрепляется за литературной модой, стоящей несколько особняком в литературе 60-х годов» (стр. 36[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №8, 1980

Цитировать

Шамаева, С. Исследование о лирической прозе / С. Шамаева // Вопросы литературы. - 1980 - №8. - C. 226-229
Копировать