№1, 1959/Теория литературы

Искания художника (Об эволюции творчества А. Фадеева)

Современная критика находит в творчестве А. Фадеева три основных черты, выражающих его своеобразие: романтический пафос, психологический анализ, моральную проблематику. Разные критики выдвигают на первый план то одну, то другую из этих черт, утверждая, что именно в ней заключена особенность писателя. Так, А. Бушмин, видя в психологическом анализе главное свойство творчества Фадеева, считает «Разгром» лучшим его произведением, а дальнейший путь писателя — в некоторой степени отступлением от найденного пути. Широкие полотна «Последнего из удэге», говорит он, не удались Фадееву, ибо он изменил своему таланту, «отвлекая анализирующий дар»»в сферу, чуждую его призванию» 1 К. Зелинский находит, что «общая тенденция в развитии художественного метода Фадеева заключалась — так же как и у всей советской литературы — в нарастании поэтически утверждающих и романтических изобразительных средств…» 2.

Романтический пафос, психологический анализ, моральная проблематика — важные, существенные стороны творчества Фадеева. Но ни одна из них в отдельности, ни даже все они в совокупности не могут объяснить нам логики развития писателя.

Почему, в самом деле, глубоко владея той формой психологического анализа, которая называется «диалектикой души», писатель недостаточно использует ее в «Молодой гвардии», порой почти отказываясь от нее? Почему после «нарастания романтических элементов» у него наблюдается (в «Черной металлургии») тяготение к реалистическому стилю? Почему, при сохранении общего интереса к моральным проблемам, произведения Фадеева столь отличны друг от друга? Очевидно, вернее видеть в том или ином этапе его творчества не «отступление от самого себя», а закономерное, единственно возможное для дарования писателя развитие его художественных исканий.

Творческий путь Фадеева в современном литературоведении справедливо расчленяется на три основных этапа: 20-е годы (период ранних повестей, «Разгрома» и начало работы над «Последним из удэге»); 30-е годы до начала Великой Отечественной войны (работа над «Последним из удэге»); 40-е годы и послевоенный период («Молодая гвардия» в двух ее вариантах и начало работы над «Черной металлургией»). Мы будем в основном придерживаться этого деления.

1

Фадеев вступает в сложную литературную жизнь 20-х годов как участник, а затем один из руководителей РАППа. Вопрос о деятельности Фадеева в РАППе в литературоведении или замалчивался, или рассматривался исключительно как факт отрицательный. И. Баскевич писал, что «рапповские лозунги… сыграли отрицательную роль в работе А. Фадеева над «Последним из удэге» 3 а С. Шешуков прямо рассматривал «творчество Александра Фадеева вопреки теоретическим положениям писателя» 4. Некоторые литературоведы стремились доказать, что РАПП не оказал на Фадеева никакого влияния, что писатель находился в нем по странной случайности. Для Э. Рапопорт, например, Фадеев и РАПП — понятия, исключающие друг друга: эстетические воззрения и творчество Фадеева ни в какой степени не были связаны с рапповскими догмами и доктринами5.

В последнее время у нас наблюдается стремление несколько по-иному взглянуть на эти вопросы. «Фадеев был одним из руководителей РАППа и участвовал в разработке его теоретических принципов… — пишет В. Озеров. — Но… Фадеев нередко вкладывал в некоторые лозунги несколько иное содержание, чем то, которое закрепила за ними история» 6. К сожалению, это заявление остается декларативным; критик не углубляется в «иное содержание», а главное, при конкретном анализе возвращается к противопоставлению Фадеева-художника и Фадеева-критика, указывая, что все значительное в Фадееве шло от жизни, все ошибочное и отрицательное — от принадлежности к РАППу.

Как видим, критики сходятся в общем желании: отделить Фадеева от РАППа, доказать, что РАПП не оказал на него серьезного воздействия, а если и оказал, то сугубо отрицательное.

  1. А. Бушмин, Роман А. Фадеева «Разгром», «Советский писатель», Л. 1954, стр. 43. []
  2. К. Зелинский, А. А. Фадеев. Критико-биографический очерк, «Советский писатель», М. 1956, стр. 230.[]
  3. И. Баскевич, Художественное творчество А. Фадеева (повести и романы), диссертация, М. 1947, стр. 189. []
  4. С. И. Шешуков, Художественное творчество А. А. Фадеева (романы), диссертация, М. 1950, стр. 42.[]
  5. См. Э. Е. Рапопорт, Творчество А. А. Фадеева 20-х годов, диссертация, Л. 1952, стр. 141. []
  6. »Новый мир», 1957, N 6, стр. 233. []

Цитировать

Киселева, Л. Искания художника (Об эволюции творчества А. Фадеева) / Л. Киселева // Вопросы литературы. - 1959 - №1. - C. 84-103
Копировать