Интернациональные антифашистские традиции
Литературоведы ГДР на протяжении последних лет интенсивно изучают историю антифашистской литературы, публикуют документы литературного движения 30-х годов и исследовательские труды о нем. Изданы, в частности, полные стенографические отчеты Конгресса писателей в защиту культуры в Париже в 1935 году (под общей редакцией В. Кляйна) и Конгрессов писателей США в 1935 и 1937 годах (под общей редакцией Э. Брюнинга). Стоит отметить также сборник статей о путях и судьбах писателей различных стран Европы в первые годы фашистской диктатуры под названием «Кто пишет – действует» (под редакцией С. Шленштедт).
Конференция, состоявшаяся недавно в Берлине: «Защита культуры, 1935 – 1985», была посвящена Парижскому конгрессу и тем процессам международной литературной жизни, которые с этим конгрессом связаны прямо или косвенно, Устроителями были Центральный институт литературоведения Академии наук ГДР и Культурбунд. Участие Культурбунда, массовой культурно-просветительной организации, в проведении подобных научных собраний обеспечивает для них разнообразную аудиторию – учителей, журналистов, работников издательств. Присутствие профессионально подготовленных, заинтересованных слушателей, (на этот раз их было около 250) само по себе создает атмосферу общественного внимания к работе ученых. Вопросы с места, импровизированные выступления по отдельным докладам – все это способствовало успеху конференции. Ход ее работ освещался центральной печатью.
Директор Института литературоведения М. Науман, вице-президент Культурбунда поэт Уве Бергер в кратком вступительном слове напомнили об актуальности проблем, возникших в связи с Парижским. конгрессом в защиту культуры. Впервые на нем собрались, постарались объединиться во имя общих насущных задач деятели культуры, очень различные ПО взглядам. Писателям-коммунистам предстояло работать совместно с коллегами пацифистской или либеральной ориентации; видные мастера, авторитетные в буржуазном мире, встретились в одном зале с коммунистами. И тем и другим было необходимо научиться слушать и понимать друг друга, проявлять разумную терпимость, несмотря на различие мировоззрений. Развивая эти исходные тезисы, Д. Шиллер в своем докладе показал, что сами понятия «фашизм», «антифашизм» толковались участниками Парижского конгресса иной раз очень по-разному, – не случайно, что писатели, объединившиеся в Париже под лозунгом защиты культуры, в последующие годы пошли неодинаковыми путями. И все же Парижский конгресс был плодотворен, он воздействовал на сознание и творчество многих писателей. Именно после этого конгресса стал возможен выход журнала «Дас ворт», который явился в годы перед второй мировой войной основной антифашистской литературной трибуной, открытой для писателей разных идейных оттенков. К истории журнала «Дас ворт» обратились и некоторые другие участники конференции. С. Барк, широко оперируя неопубликованными документами, показала, с каким упорством – и с какими трудностями – работал Вилли Бредель в Москве над организацией этого журнала. Г. Шауман посвятил, свое сообщение Михаилу Кольцову, который принял участие в борьбе против фашизма не только как блистательный публицист, но и как директор Жургазобъединения, – немецкий антифашистский литературный ежемесячник был создан при его прямом и энергичном содействии.
В. Кляйн проанализировал на конкретных примерах позиции крупных мастеров слова, в особенности Р. Роллана и Ст. Цвейга.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 1986