№10, 1966/Советское наследие

Интеллектуальность литературы

Вопрос о границах социалистического реализма, о самой сущности и непрестанном развитии реалистического метода представляет не только теоретическое, но и практическое значение. Ведь не так давно реализм иногда отождествлялся с натуралистическим изображением действительности, а иллюстративность и одноплановое изображение, стремление к адекватности с жизнью, к конкретности факта, бытовой детали порой выдавались за главные черты и особенности метода советской литературы. Все это препятствовало проявлению в литературе фантазии, смелых обобщений, гиперболизации и условности.

За последнее десятилетие наша литературная теория и творческая практика преодолели многие искусственные ограничения, догматические каноны и далеко шагнули вперед. Это все видят, и все-таки я не решился бы утверждать, что узкое, вульгарное понимание реализма уже до конца изжито как в плане теоретическом, так и в практическом. Видимо, еще предстоит более глубокая разработка таких сложных вопросов, как художественные течения внутри социалистического реализма, как связь социалистического реализма с художественным опытом современной мировой литературы.

В последние годы во всей советской литературе наметилось очень много интересных и новых явлений, которые расширяют и обогащают наши понятия о сущности социалистического реализма, свидетельствуют о его дальнейшем развитии. В литературе происходят непрестанные поиски новых объектов изображения, проблем и героев, нового отношения писателя к действительности, новых художественных средств и форм изображения. Литература все решительнее освобождается от шаблона и схематизма, стремясь говорить с современником на современном языке.

Я остановлюсь только на одной из характерных примет современного литературного процесса, а именно на интеллектуальности, которая с каждым днем занимает все более прочное место в литературе. На примере произведений литовских писателей я попытаюсь показать, что нового вносит интеллектуальное начало в творческую практику и какие вместе с тем возникают теоретические проблемы.

Литовская литература долгое время была по преимуществу крестьянской литературой и высоким интеллектуальным уровнем не отличалась, да и теперь нет у нас таких чисто интеллектуальных произведений, как роман Т. Манна «Доктор Фаустус». Но все-таки и в прошлом у нас были произведения, отличающиеся большой интеллектуальной культурой, – это лирика и роман В. Миколайтиса-Путинаса «В тени алтарей», роман А. Венцловы «Дружба», драматические произведения В. Креве, Б. Сруоги, К. Бинкиса. Вновь интеллектуальное начало укрепляться только в последнем десятилетии, и в первую очередь в поэзии. Об этом свидетельствует «Человек» Э. Межелайтиса, поэмы и стихотворения ветерана нашей поэзии В. Миколайтиса-Путинаса и талантливого представителя молодого поколения Ю. Марцинкявичюса, а также целый ряд новых произведений прозаиков.

В свое время к проблеме интеллектуальности литературы многие относились скептически, с насмешкой, некоторые даже утверждали, что такая проблема вовсе не существует, что интеллектуальность – это лишь глупая выдумка. Теперь уже большинство писателей хорошо осознали значение и необходимость интеллектуальности. Р. Ланкаускас, например, подчеркивает, что «интеллектуальность художественной литературы – естественная потребность культурного развития нашей эпохи, это результат постоянно обогащающегося духовного мира человека. Это литература будущего».

И действительно, усиление интеллектуального начала является естественным и закономерным процессом в наше время. Оно связано с развитием всей нашей жизни, с главными ее тенденциями. Более глубокое постижение и верное отображение существенных закономерностей бурно развивающейся действительности, самостоятельное исследование и осмысление жизненных явлений и процессов – таковы задачи, которые выдвигают перед собой многие писатели. Каждый настоящий писатель является одновременно и мыслителем, но это еще не означает, что каждый писатель ощущает склонность к интеллектуальному мышлению, что понятие интеллектуальности тождественно понятию мыслящей литературы. Главное здесь – новое качество художественного мышления, новый тип» синтеза теоретического и эмоционального освоения действительности в структуре образа, умение писателя ощутить поэзию самой мысли. Подобное понимание интеллектуальности требует от художника ясности мировоззрения, широты теоретического кругозора, умения верно ориентироваться в проблемах современной науки, в борьбе идейно-философских концепций, выражающей непримиримый конфликт двух идеологий, во всем том, что является органической и неотъемлемой частью духовного мира человека XX столетия.

Усиление роли интеллектуального начала в современной литовской прозе связано с новой концепцией человека, со стремлением к глубокому анализу сложных проблем формирования современного человека как личности. Человек здесь нередко ставится в такую ситуацию, что он должен принять альтернативное решение. И его выбор писатели трактуют не как результат какого-то стихийного переживания, а прежде всего как сознательный, хорошо обдуманный шаг, как ответ, обоснованный определенными политическими, философскими или этическими критериями. Короче, здесь решающую роль играют не случайные обстоятельства, стихийные проявления чувств, а объективные причины.

Все это является характерным и для повести Ю. Марцинкявичюса «Сосна, которая смеялась».

Цитировать

Галинис, В. Интеллектуальность литературы / В. Галинис // Вопросы литературы. - 1966 - №10. - C. 36-41
Копировать