№9, 1982/Жизнь. Искусство. Критика

Институту мировой литературы имени А. М. Горького АН СССР – 50 лет

Институт мировой литературы кровно связан с именем А. М. Горького. Он был организован постановлением Президиума Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР от 17 сентября 1932 года «О мероприятиях в ознаменование 40-летия литературной деятельности Максима Горького». В этом Постановлении, подписанном М. И. Калининым, было сказано:

«В ознаменование 40-летия литературной деятельности Максима Горького Президиум Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР, отмечая заслуги Максима Горького в области воспитания новых писательских кадров из рабочих и крестьян, – постановляет:

1. Основать в Москве Литературный институт имени Максима Горького».

Далее говорилось о профиле Института. В последующих пунктах Постановления определялись другие меры по увековечению имени великого писателя.

Организованный как учреждение при ЦИК Союза ССР, Институт был передан в ведение Академии наук СССР Постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 16 апреля 1938 года. В Академии наук СССР он получил свое окончательное наименование – Институт мировой литературы имени А. М. Горького АН СССР1.

За истекшие годы связь Института с именем Горького окрепла. Прежде всего – Институт стал уникальным мировым центром по изучению жизни и творчества великого пролетарского писателя.

В структуре ИМЛИ существует Архив А. М. Горького, организованный Постановлением Президиума ЦИК Союза ССР от 14 февраля 1937 года. Архив насчитывает в настоящее время более 100 тысяч единиц хранения. Это результат многолетней собирательской работы сотрудников Архива, помощи широкой советской и мировой общественности.

Основу горьковского архивного комплекса составил личный архив писателя, переданный Правительственной комиссией по литературному наследству М. Горького, образованной ЦК ВКП(б), СНК СССР в день кончины писателя 18 июня 1936 года2. В организации Архива, описании его материалов и приобретении других горьковских документов вместе с первым заведующим Архивом – Е. Размирович деятельное участие приняли личный друг писателя И. Ладыжников и директор Института И. Луппол.

Работа Архива была прервана Великой Отечественной войной. Весь его богатейший фонд был эвакуирован в глубь страны и бережно сохранен.

С мая 1947 года Правительственную комиссию по литературному наследию М. Горького возглавлял первый секретарь ССП А. Фадеев. Работа по собиранию и изучению горьковских материалов была продолжена. В результате упорных разысканий за истекшие годы удалось» приобрести более 40 тысяч архивных документов, в том числе 3 тысячи автографов писателя – рукописи, письма, книги и фотографии с дарственными надписями и другие материалы.

Особую ценность представляют документы, поступившие от родных – Е. Пешковой, Н. Пешковой, биографа писателя И. Груздева.

Архив Е. Пешковой – крупнейшее собрание горьковских материалов, около 20 тысяч единиц, из них – более 900 автографов Горького. В этом фонде, помимо писем Горького к Екатерине Павловне и сыну, более! 10 тысяч писем русских и иностранных литераторов, деятелей культуры.

За последние годы в Архив передано в дар более 40 подлинных писем Горького к Константину Александровичу Федину от его дочери Н. Фединой, 46 подлинных писем Горького к Корнею Ивановичу Чуковскому от его внучки Е. Чуковской, коллекция горьковских писем к Михаилу Леонидовичу Слонимскому от его вдовы И. Слонимской. Наследница Груздевых Г. Тейтель также подарила архив И. Груздева (свыше 2 тысяч документов).

Поиски горьковских материалов ведутся не только в нашей стране, но и за границей. От друзей и почитателей русского писателя были получены рукописи, письма и другие горьковские документы из Англии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, ГДР, Италии, Норвегии, США, Франции, Чехословакии, Японии и других стран.

Например, из Японии мы получили в дар автографы рукописей Горького «Поп Гапон» и «Терремото»; более 130 горьковских писем прислали из Франции Эль Мадани, Владимир Познер, Зиновий Пешков, Мария Павловна Роллан.

В Архиве собрана огромная переписка Горького с писателями, деятелями искусства, науки, политическими деятелями, с многочисленными читателями. Самая ценная часть Архива – это рукописи романов, повестей, рассказов, пьес Горького, их черновые наброски, варианты и редакции, литературно-критические, публицистические статьи и др. Здесь хранятся ранние автографы писателя (1890-х годов), например первоначальные наброски будущей автобиографической трилогии – «Изложение фактов и дум, от взаимодействия которых отсохли лучшие куски моего сердца», и самые последние – предсмертные строки.

С самого основания Архива и все последующие годы коллектив сотрудников – сейчас его возглавляет С. Зимина – ведет кропотливую работу по изучению, систематизации и каталогизации документов. Кроме основных каталогов рукописей и писем Горького имеются каталоги упоминаемых произведений Горького, хронологический каталог писем Горького, сквозной каталог всех корреспондентов и другие документы.

Упомянутым выше Постановлением Президиума ЦИК Союза ССР от 14 февраля 1937 года в Институте был учрежден и Музей М. Горького. За годы, прошедшие с тех пор, наш Музей стал крупнейшим литературно-мемориальным комплексом в ряду горьковских музеев страны, одним из замечательных культурных центров Советского Союза.

В настоящее время в результате интенсивной собирательской работы здесь сосредоточено самое полное собрание документальных и художественно-изобразительных материалов, посвященных Максиму Горькому. Особое место в собрании заняла художественная иконография писателя, представленная живописными, графическими и скульптурными портретами, в большинстве своем выполненными с натуры.

Всякий посетитель ИМЛИ, в том числе и Музея, приближаясь к особняку на улице Воровского (дом 25-а), который был построен по проекту выдающегося зодчего Доменико Жилярди в первой четверти XIX века, прежде всего встретится с замечательной трехметровой скульптурной фигурой М. Горького. Это бронзовый отлив модели памятника великому писателю в г. Горьком В. Мухиной. Скульптура эта, побывавшая на Международной выставке в Нью-Йорке (1939 года), передана по распоряжению СНК СССР Музею М. Горького в Москве. Она высится перед входом в Институт с 11 января 1956 года.

Среди экспонатов Музея много других непреходящих ценностей. Упомянем прежде всего о портрете М. Горького, созданном В. Серовым в грозные дни подготовки Декабрьского вооруженного восстания 1905 года в Москве. Высокую эстетическую ценность представляют работы М. Нестерова, В. Матэ, И. Бродского, Н. Шлеина, Ю. Анненкова, Н. Андреева, П. Васильева. В 50 – 60-е годы эта коллекция была пополнена работами А. Кравченко, К. Юона, В. Шухаева, Б. Пророкова, Б. Григорьева и др. Особое место в фондах Музея занимает коллекция работ П. Корина.

Большую галерею скульптурных портретов писателя составляют работы С. Коненкова, И. Шадра, В. Мухиной, И. Гинцбурга, Н. Томского.

Широко представлен жанр дружеского шаржа. Это талантливые работы В. Каррика, Деяи, Кукрыниксов, Б. Ефимова, Н. Радлова.

Музей собрал уникальную коллекцию художественных изображений горьковских мест – в России, Европе, Америке.

Здесь же находится уникальная коллекция иллюстраций к произведениям Горького – их около 2 тысяч. Это и рисунки И. Репина, и работы многих его учеников, иллюстрации К. Петрова-Водкина, А. Пластова, В. Конашевича, Б. Иогансона, П. Соколова-Скаля, В. Серова, Б. Кустодиева, С. Герасимова, Кукрыниксов, Д. Шмаринова и многих других.

Огромен фотодокументальный материал – портреты Горького, групповые портреты, фотографии людей из окружения писатели, снимки горьковских мест и прочее. Всего собрано около 7 тысяч единиц негативов. Особый интерес представляют фотопортреты русских и зарубежных писателей, артистов, художников, общественных деятелей с дарственными надписями – Чехова, Репина, Ермоловой, Шаляпина, Роллава и др.

В разделе меморации около 700 единиц хранения: одежда Горького, его личные вещи, предметы обстановки, быта, подарки писателю и прочие вещи. Драгоценная реликвия – маленький стол, обтянутый красным сукном, из квартиры А. Калюжного в Тифлисе. За этим столом Алексей Пешков написал первый свой рассказ «Макар Чудра», опубликованный 12 (15) сентября 1892 года в газете «Кавказ» под псевдонимом «М. Горький».

Экспозиция Музея за истекшие годы неоднократно обновлялась Последний раз – к 110-летию со дня рождения писателя. В нее вошло около 1500 уникальных экспонатов. Стержневой темой экспозиции, богатой материалами, является тема «Ленин и Горький». Постоянно пополняется раздел «Горький и современность». Музей периодически устраивает тематические выставки, такие, как «Горький и Шаляпин», «С Горьким за мир», «Роман Горького «Мать» и др.

28 мая 1965 года к основному Музею был присоединен в качестве филиала мемориальный дом (улица Качалова, дом 6/2), где о мая 1931 года писатель прожил пять последних лет своей жизни. Уникальность этою мемориала состоит в том, что стараниями родных писателя здесь все подлинное – все то, что окружало его в те годы.

Весьма существенно, что дом этот, в котором жил Горький, был вместе с тем в 30-е годы центром литературной жизни страны. Здесь проходили многолюдные собрания, деловые совещания, многочисленные встречи. Тут Горький – председатель всероссийского Оргкомитета – вел огромную работу по подготовке Первого всесоюзного съезда писателей. Здесь после учреждения Оргкомитета проходила встреча писателей с руководителями партии и правительства страны.

Мемориальный комплекс-1875 предметов. Из них около 900 находились в постоянной открытой экспозиция. Особая ценность – личная библиотека писателя, насчитывающая около 12 тысяч томов. Около 2 тысяч из них – с пометами писателя. Я говорю находились, так как в настоящее время тут ведутся ремонтные и реставрационные работы.

Музей Горького – очень важный культурный центр страны. Его посетило более 25 миллионов человек. Нет возможности перечислить всех виднейших писателей, мастеров искусств, общественных и политических деятелей, которые побывали здесь. Их впечатления, нашедшие отражение в книге отзывов, – одна из достопримечательностей Музея. Вот, в частности, запись, сделанная М. Шолоховым еще тогда, когда Музей лишь начинал свою работу: «Покидаешь Музей с чувством глубокой благодарности к тем, кто так по-настоящему хорошо и заботливо собрал все относящееся к жизни и деятельности Алексея Максимовича. Спасибо скажут миллионы людей, любящих Горького».

Музей поддерживает связи со многими культурными центрами в нашей стране и за рубежом, его экспонаты украшают многие союзные и международные выставки. В день рождения писателя актовый зал ИМЛИ заполняют многочисленные почитатели писателя, среди которых всегда присутствуют крупнейшие деятели советской литературы и искусства. Эти ежегодные горьковские вечера – славная традиция, которую умело продолжают работники Музея во главе с его директором Л. Быковцевой.

В Архиве и Музее М. Горького ИМЛИ сосредоточены уникальные ценности высокого культурного значения. Видимо, ни одна монография не сможет так неопровержимо, так ярко и наглядно показать мировое значение колоссальной фигуры основоположника социалистического реализма, как эти документы, произведения, свидетельства и т. п., которые называются тут «единицы хранения». Надо ли говорить, что все это – бесценный материал не только для почитателей Горького, но и для ученых, причем не только для горьковедов, а и для исследователей самых различных проблем мировой духовной культуры конца XIX – начала XX века.

Все сказанное выше поясняет, почему одним из важнейших направлений деятельности ИМЛИ было и остается как обработка, систематизация и публикация горьковских материалов, так и всестороннее исследование творческого наследия писателя. Примечательно, что научная деятельность Института началась с горьковской публикации. Первой книгой, подготовленной ИМЛИ и изданной в 1939 году, была «История русской литературы» Горького, рукопись которой находилась в Архиве. А далее последовали многие другие издания. Это серия книг «Архив А. М. Горького». Всего вышло 14 томов и 4 сборника. Наиболее значительные материалы были опубликованы в горьковских томах «Литературного наследства» (т. 70-«Горький и советские писатели. Неизданная переписка», т. 72-«Горький и Леонид Андреев»). Архивные материалы публиковались и во многих других изданиях, включая газетную и журнальную периодику.

Уже упомянутые публикации, научно обработанные и прокомментированные, являлись результатом развития в Институте горьковедения как одного из важнейших направлений советского литературоведения.

Сектор изучения творчества М. Горького существует с момента создания Института мировой литературы. В послевоенное время до начала 60-х годов; им руководил Б. Михайловский, потом Б. Бялик.

Исследования творческого наследия Горького охватывают широкий круг вопросов. Они развивались в нескольких направлениях: изучение отдельных произведений, жанров горьковского творчества, его проблематики, стиля и языка, мастерства, связи с классическим наследием и современностью и т. п. Эта тематика составила содержание десяти выпусков «Горьковских чтений», периодически издаваемых сектором с 1940 по 1968 год. Были изданы и такие исследовательские сборники, как «Творчество М. Горького и вопросы социалистического реализма» (1958), «О художественном мастерстве М. Горького» (1960), «Горький и зарубежная литература» (1961), «Горький и современность» (1970), а также монографии сотрудников сектора: Б. Михайловского «Драматургия М. Горького эпохи Первой русской революции» (1951), Б. Михайловского и Е. Тагера «Творчество М. Горького» (1951; изд. 2-е, дополненное-1954), Б. Бялика «Драматургия М. Горького советской эпохи» (1952), Е. Тагера «Творчество Горького советской эпохи» (1964), А. Овчаренко «Публицистика Горького» (1961; изд. 2-е, дополненное-1963), В. Келдыша «Проблемы дооктябрьской пролетарской литературы. Горький и русская революционная поэзия» (1964), А. Тарасовой «Из творческой лаборатории М. Горького» (1964), Б. Михайловского «Творчество М. Горького и мировая литература» (1965), В. Максимовой «Горький-редактор» (1965) и др.

Совместно с Музеем и Архивом М. Горького сектор участвовал в подготовке 30-томного Собрания сочинений М. Горького – в то время наиболее полного (1949 – 1956; руководил изданием Б. Михайловский, ответственный секретарь издания – А. Овчаренко) и четырехтомной «Летописи жизни и творчества А. М. Горького» (1958 – 1960). Под грифом ИМЭЛ и ИМЛИ был подготовлен сборник «В. И. Ленин и А. М. Горький. Письма, воспоминания, документы», выдержавший три издания (1958, 1961 и 1969) у нас в стране и издававшийся во многих странах мира и каждый раз пополнявшийся новыми материалами.

Многостороннее изучение творчества М. Горького, в процессе которого в ИМЛИ сложилась значительная группа превосходных специалистов, позволило в начале 60-х годов приступить к подготовке и изданию главного труда горьковедов последнего времени – академического Полного собрания художественных произведений писателя. Издано 25 томов художественных произведений. При этом была проделана небывалая в истории горьковедения (по масштабам и тщательности) текстологическая и комментаторская работа. Одним из ее результатов, основанным на фронтальном обследовании и сличении всего рукописного и печатного наследия писателя, явилась вторая часть издания – варианты художественных произведений М. Горького в 10-ти томах. Последний том находится в настоящее время в печати. Главным редактором этого издания является выдающийся советский писатель академик Л. Леонов. Подготовка собрания осуществлялась сектором собрания сочинений М. Горького ИМЛИ, которым руководит А. Овчаренко. В этой работе принимали участие специалисты и других подразделений Института.

Полное академическое собрание художественных произведений Горького – важное культурное событие в нашей стране, бесценная база для развития горьковедения. Думается, что оно заслуживает обстоятельного анализа специалистов.

Работа над академическим Полным собранием сочинений Горького не отвлекла Институт от продолжения работы по изучению его наследия и публикации новых горьковских материалов. В настоящее время заканчивается подготовка двух томов «Литературного наследства», где будет опубликовано множество новых материалов, расширяющих наши знания жизни и творчества писателя. Утверждена к печати монография Е. Прохорова «Текстология произведений М. Горького», в которой подводятся итоги многолетней работы советских ученых над горьковскими текстами. В ряде работ последних лет творчество писателя рассматривалось в широком аспекте развития литературы, прежде всего литературы конца XIX – начала XX века, в его значении для советской и мировой литературы.

За сравнительно короткий срок сектором изучения творчества М. Горького и литературы конца XIX – начала XX века (руководитель Б. Бялик) были подготовлены и изданы коллективные труды: «Русская литература конца XIX – начала XX в.», т. I – III (1968 – 1972) и «Литературно-эстетические концепции в России конца XIX – начала XX в.» (1975). К 1981 году завершена работа над четырьмя книгами коллективного труда «Литературный процесс и русская журналистика конца XIX – начала XX века». Первая из них вышла в свет в 1981 году, остальные находятся в производстве. Всеми этими коллективными трудами руководил Б. Бялик. Кроме данных трудов по новой проблематике сектора вышли сборник «Революция 1905 – 1907 годов и литература» (1978) и монографии В. Келдыша «Русский реализм начала XX века» (1975) и В. Максимовой «Ленинская «Искра» и литература» (1975).

В этом плане следует отметить также монографии И. Вайнберга «За горьковской строкой» (изд. 2-е, дополненное), 1976; А. Овчаренко «М.

  1. См. «Вестник АН СССР», 1938, N 5, с. 98; «Вестник АН СССР», 1938. N2 9 – 10, с. 84.[]
  2. См.: «Правда», 19 июня 1936 года.[]

Цитировать

Бердников, Г. Институту мировой литературы имени А. М. Горького АН СССР – 50 лет / Г. Бердников // Вопросы литературы. - 1982 - №9. - C. 102-131
Копировать