№3, 1992/Обзоры и рецензии

«И все-таки узнают голос мой»

К. Чуковский, Дневник (1901 – 1929), М., «Советский писатель», 1991, 544 с.

В 1934 году Михаил Зощенко написал в «Чукоккале»: «Наибольше всего завидую, Корней Иванович, тем Вашим читателям, которые лет через пятьдесят будут читать Ваши дневники и весь этот Ваш замечательный материал» (с. 473). Это нам завидовал Зощенко. Недавно вышла книга: К. Чуковский, «Дневник (1901 – 1929)» – первая часть дневника, который Корней Иванович вел почти семьдесят лет – до 1969 года. В перепечатанном виде весь он насчитывает 2500 страниц. Опубликованный дневник К. Чуковского оказался интересным с первой записи и до последней, 6 ноября 1929 года. Меня это не удивило, как, наверное, и многих читателей. Во-первых, мы были подготовлены фрагментами из него об Ахматовой, Блоке, Горьком, Маяковском, Пастернаке, которые печатались в течение последнего десятилетия в различных журналах. Во-вторых, К. Чуковский вел дневник в необычайно насыщенное событиями время – здесь и расцвет «серебряного века», и Октябрьская революция, и все, что происходило с русской культурой после ее победы. Корней Иванович в те годы постоянно находился в гуще людей, за его плечами – активная и плодотворная жизнь, заполненная интересными встречами.

К. Чуковский рассказал об известных, малоизвестных и некоторых совсем неизвестных событиях. Он обратил внимание на то, что другие не заметили, и естественно, что многое он воспринял по-своему. Примеров бесчисленное множество, я приведу некоторые из тех, которые показались мне наиболее интересными. Чуковский описал встречу Ахматовой и Блока: «30 марта. [1920 год]… Мы встретили ее и Шилейку, когда шли с Блоком и Замятиным из «Всемирной». Первый раз вижу их обоих вместе… Замечательно – у Блока лицо непроницаемое – и только движется, все время, зыблется, «реагирует» что-то неуловимое вокруг рта. Не рот, а кожа возле носа и рта. И у Ахматовой то же. Встретившись, они ни глазами, ни улыбками ничего не выразили, но там было высказаного мн[ого]» (с. 143). Запись о Пушкинском празднестве в Доме литераторов сделана тотчас («Только что в 1 час ночи…»), как Чуковский вернулся с собрания. Перечислив тех, кто «сидел за столом», он продолжал: «Речь Кони (в к-ром я почему-то разочаровался) – внутренне равнодушна и внешня. За дешевыми ораторскими фразами чувствовалась пустота. Стишки М. Кузмина, прошепелявенные не без ужимки, – стихи на случай – очень обыкновенные. После Кузмина – Блок. Он в белой фуфайке и в пиджаке. Сидел за столом неподвижно. (Еще до начала спрашивал: – Будет ли Ионов? И вообще из официальных кругов?) Пошел к кафедре, развернул бумагу и матовым голосом стал читать о том, что Бенкендорф не душил вдохновенья поэта, как душат его теперешние чиновники, что П[у]шк[ин] мог творить, а нам (поэтам) теперь – смерть. Сказано это было так прикровенно, что некоторые не поняли… Но большинство поняло и аплодировало долго. После в артистической – трясущая головой Марья Валентиновна Ватсон, фанатичка антибольшевизма, долго благодарила его, утверждая, что он «загладил» свои «Двенадцать». Кристи сказал: «Вот не думал, что Блок, написавший «Двенадцать», сделает такой выпад». Волынский говорил: «Это глубокая вещь». Блок несуетливо и медленно разговаривал потом с Гумилевым» (с. 158). Запись, сделанная 12 мая 1924 года: «Первый номер «Современника» вызвал в официальных кругах недовольство:

– Царизмом разит на три версты!

– Недаром у них обложка желтая.

Эфрос спросил у Луначарского, нравится ли ему журнал.

– Да, да! Очень хороший!

– А согласились ли бы вы сотрудничать?

– Нет, нет, боюсь.

Троцкий сказал: не хотел ругать их, а приходится. Умные люди, а делают глупости» (с. 274).

Дневник буквально пестрит именами писателей, художников, артистов, музыкантов, политических и общественных деятелей. К. Чуковский шутливо написал, перечисляя людей, с которыми встретился за день: «… опять пошла Ходынка». Он редко ограничивался простым упоминанием имен, о ком-то писал коротко, о других – подробно и на протяжении нескольких лет, например, об Ахматовой, Горьком, Зощенко, Кони, Репине, Тынянове, Тихонове (А. Сереброве). Он создал любопытные, неожиданные портреты людей, в известных своих современниках раскрыл новые качества, некоторых мы теперь видим в ином свете. Например, художник И. Бродский был в основном известен своими портретами Ленина. Корней Иванович рассказал, что в квартире художника его встретили «портреты и портретики Ленина» и «расстрелы к[оммуни]стов в Баку», которые повсюду были развешаны в массовом количестве. Художнику приходилось фабриковать Ленина и «расстрелы», чтобы кормить огромную семью и чтобы покупать картины – «у него отличная коллекция Врубеля, Малявина, Юрия Репина и пр.» (с. 370). Далее Чуковский написал: «Примирило меня с ним то, что у него так много репинских реликвий… И я вспомнил того стройного изящного молодого художника, у которого тоже когда-то была своя неподражаемая музыка – в портретах, в декоративных панно» (с. 371). Эти строки занесены в дневник 17 февраля 1926 года. Нам разрешили увидеть пышные, но, как мне показалось, грустные две (или три?) картины Бродского лишь через шестьдесят пять лет, летом 1991 года на московской Выставке произведений русского модерна начала XX века. Поразило больше всего то, что принадлежали они кисти Исаака Бродского. Чуковский так коротко объяснил суть явления: «Здесь опять-таки мещанин, защищая свое право на мещанскую жизнь, прикрывается чуждой ему психологией» (с. 370).

В предисловии к дневнику В. Каверин пишет о том, что К. Чуковский «с безошибочной меткостью» создавал портреты людей, которые привлекли его внимание. Примечательно, что именно Каверин отметил эту меткость – ведь он тоже хорошо знал тех, о ком рассказал Корней Иванович. Каверин признался: «Я знал Тынянова, казалось бы, как самого себя, но даже мне никогда не приходило в голову, что он «поднимает нравственную атмосферу всюду, где он находится».

Я был близким другом Зощенко, но никогда не слышал, чтобы он так много и с такой охотой говорил о себе.

Цитировать

Дубинская-Джалилова, Т. «И все-таки узнают голос мой» / Т. Дубинская-Джалилова // Вопросы литературы. - 1992 - №3. - C. 351-356
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке