№1, 1973/Обзоры и рецензии

Художественный мир А. Таммсааре

Х. Сиймискер, Антон Таммсааре. Жизнь и творчество, «Художественная литература», М. 1972, 159 стр.

Русскому читателю представилась возможность открыть для себя доселе мало известный ему мир, мир творчества крупнейшего романиста Эстонии Антона Таммсааре.

Книга эстонского литературоведа Хелены Сиймискер «Антон Таммсааре. Жизнь и творчество» является как бы своеобразным и необходимым продолжением шеститомного собрания сочинений писателя, недавно осуществленного тем же издательством «Художественная литература».

Осмысление наследия такого самобытного художника, как Таммсааре, требует тщательного изучения материала, «вживания» в него и, наконец, что не менее важно, любви к нему. Все эти условия, столь необходимые для глубокого проникновения в художественный мир писателя, наличествуют в книге Х. Сиймискер. Исследователь в совершенстве владеет материалом, живет в нем и любит его. Любовь сообщает некое трепетное отношение к книгам Таммсааре. Но отнюдь не ту робость, что затрудняет точные оценки и уводит от анализа, – эти качества, бесспорно, присутствуют в книге Х. Сиймискер, – а ту благодатную робость, которая рождает восхищение перед писателем как «властителем дум» и мыслителем, чьим открытиям и прозрениям не перестают удивляться на его родине и поныне.

Х. Сиймискер понимает, что передать свое восхищение читателю трудно, для этого нужно, как пишет она в предисловии, открыть то, что «отдалено от читателей этой книжки не только несколькими десятилетиями, но зачастую расстоянием в тысячу километров, иным жизненным опытом, иными условиями исторического развития. Откуда же взять голос столь сильный, чтобы он был услышан в дальних далях?»

И чтобы голос все же был услышан, Х. Сиймискер рассказывает и об условиях исторического, экономического и социального развития Эстонии, и об основных политических событиях первой трети XX века, и о природных, бытовых, национальных особенностях жизни героев книг А. Таммсааре. Словом, она знакомит русского человека с деталями исторической среды, на фоне которой и должна возникнуть во всей её монументальности фигура создателя огромной галереи национальных типов с их сложным миром чувств, надежд и идеалов.

Книга Х. Сиймискер построена традиционно-монографически. Читатель попадает в атмосферу жизни Эстонии, пройдя сначала «тропами детства» писателя (так называется первая глава), узнает о гимназических годах, о его первых журналистских опытах, о студенческой поре его жизни, о тяжкой болезни, застигнувшей А. Таммсааре. И наконец, получив представление о биографии писателя, об эпохе, читатель, как бы подготовленный многими сведениями, входит уже в художественный мир писателя. И в главе «Зрелый мастер» Х. Сиймискер приступает к анализу самого значительного сочинения А. Таммсааре, к вершине его творчества – пятитомному роману «Правда и справедливость».

Мировая литература знает немало многотомных эпопей, возвысившихся на фундаменте так называемых «семейных хроник», в которых оказались воспроизведенными взлеты, падения, утраты и приобретения в духовной жизни целых народов.

«Правда и справедливость», так же как «Сага о Форсайтах», «Война и мир», «Будденброки», принадлежит к такому типу произведений, где философские и психологические аспекты рассмотрения нравственных коллизий, переживаемых личностью, сочетаются с социальным и историческим анализом судьбы нации на определенных этапах ее движения.

Камерность и эпичность – эти два столь разнонаправленных и, казалось бы, явно противоречащих друг другу метода исследования жизни, органически сочетаются в романе Таммсааре, и он добивается осуществления сложнейшего замысла, который сам определяет следующим образом: «…Первая часть «Правды и справедливости» изображает борьбу с землей, вторая – борьбу с богом, третья – борьбу с обществом, четвертая – борьбу с самим собой и пятая – смирение (резиньяцию). Но поскольку ни один из этих конфликтов не может протекать обособленно от других и борьба героев то с землей, то с богом, то с обществом, то с самим собой идет одновременно, постольку и борьба эта представлена более или менее полно во всех частях романа, и лишь в каждой книге тот или иной ее вид играет словно бы доминирующую и роковую роль».

Из этого свидетельства явствует, насколько грандиозным и смелым был замысел романиста – он ввергает своих героев во все «виды борьбы», какие только может принять на себя человек. И при всем величии такого замысла писатель возлагает бремя борьбы на плечи не выдающихся, а простых людей – на представителей двух соседствующих и враждующих меж собой семей эстонских хуторян. Сначала Андрес и Пеару, а затем их дети вынуждены принять на себя всю тяжесть этой титанической борьбы. Таков идейный план эпопеи, осуществленной писателем с мощью истинного таланта.

Какой же путь избирает Х. Сиймискер, исследуя художественные открытия автора «Правды и справедливости»?

Следуя приведенному выше разъяснению замысла, сделанного А. Таммсааре, Х. Сиймискер разбирает каждый том, сосредоточивая внимание на доминирующей в нем теме. Главы книги так и называются: «Правда и справедливость». Книга первая. Борьба с землей», «…Книга вторая. Борьба с богом» и т. д. По-видимому, такой аспект анализа для Х. Сиймискер оказался самым приемлемым, ибо в ее задачу входило также знакомство русского читателя с содержанием и сюжетом книги.

Естественно, здесь обнаруживаются свои преимущества и свои потери. Скажем, читателю книги, мало знакомому с творчеством А. Таммсааре, важно узнать, как развивается сюжет, как замысел романиста обнаруживает себя в композиции, в архитектуре образов, во взаимодействии различных характеров. Но при таком методе поэтапного аналитического повествования утрачивается рассмотрение той самой «одновременности» борьбы разного содержания, о которой писал А. Таммсааре. Теряется представление об идейной полифонии романа. Борьба с землей, с богом, с самим собой, с обществом и, наконец, смирение – это не просто различные этапы поисков правды и справедливости в мире, это для героев эпопеи единая цепь поисков, цельный и непрерывный путь постижения себя и мира. Этот путь духовных, прозрений, взлетов и утрат, изображение писателем непрерывности этой сложнейшей дороги дает исследователю «Правды и справедливости» возможность раскрыть важные для читателя темы. Например, тему философского осмысления жизни человека. А также тему закономерности творческой связи между двумя типами постижения действительности – литературным и философским.

Но вполне понятно, что у каждого критика и исследователя есть свои пристрастия, своя излюбленная тематика, точно так же, как у каждой эпохи, что, кстати, заметил А. Таммсааре, есть «свои Карамазовы, Фаусты, Гамлеты», И, «размещенные» в своей эпохе, исследователи этих творений трактуют этих героев согласно идеалам своей эпохи. У Х. Сиймискер есть свои Андрес, Пеару и Индрек – главные герои «Правды и справедливости». И свой лейтмотив в книге. Он порожден острым вниманием к тем проблемам творчества А. Таммсааре, которые, как представляется Х. Сиймискер, наиболее созвучны нашему времени.

Прежде всего это высокое уважение к труду, к умению и даже к пристрастию трудиться. Этой мыслью пронизана вся книга исследователя, неоднократно подчеркивающего не только редкую работоспособность самого А. Таммсааре, но и строгую последовательность его взглядов на спасительную для человека способность созидать, над чем бы он ни трудился: над углублением русла реки Варгамяэ, чему отдали много лет жизни герои «Правды и справедливости», или над усовершенствованием своего хозяйства героями повести «Хозяин Кырбоя», Эта жажда доказать необходимость труда, деятельности как способа очистить и возвысить человеческую душу повлияла на трактовку А. Таммсааре главных проблем мировой культуры. «Вся борьба в области культуры – это борьба между мужиком и шалопаем», – заметил писатель по поводу полемики, вызванной первой книгой «Правды и справедливости». Мужик и шалопай, конечно же, условные обозначения, символы, суть которых открывается после знакомства с творчеством писателя. Они олицетворяют две противоположные тенденции, два образа жизни, отношения к труду, правде и справедливости – истинное, творческое и мнимое, потребительское. А. Таммсааре был во всем своем творчестве страстным проповедником первой позиции, и его герои в борьбе с самими собой, с землей и обществом искали правду и справедливость для утверждения именно такой позиции.

Устремив свое внимание на эту полемику между «мужиком и шалопаем» и раскрывая ее сущность, Х. Сиймискер в своей книге словно бы продолжает, хотя уже в ином – критическом – жанре, те традиции творчества А. Таммсааре, которые способствовали формированию эстонской культуры.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 1973

Цитировать

Крахмальникова, З. Художественный мир А. Таммсааре / З. Крахмальникова // Вопросы литературы. - 1973 - №1. - C. 292-295
Копировать