№11, 1961/Обзоры и рецензии

Художественное мастерство – в центре внимания

Многие работы о творчестве Некрасова, вышедшие за последнее время в ученых записках и трудах институтов и университетов страны, отмечены стремлением авторов раскрыть характерные черты художественного метода поэта, особенности его поэтического мастерства. Надо ли говорить, что такое направление необычайно плодотворно для некрасоведения, в котором долгое время, до известных работ К. Чуковского, эти вопросы если не игнорировались вовсе, то все же не получали должной разработки.

«Лиризм поэта пронизывает эпическое повествование» – это положение стало уже общим местом в работах, посвященных изучению поэзии Некрасова. И вот сейчас, наконец, положено начало специальному изучению этой действительно важной, характерной особенности некрасовской поэзии.

Основную причину возникновения этой особенности рассматривает Б. Корман в статье «Многоголосье в лирике Н. А. Некрасова» 1. «Для того, чтобы социальная тема могла свободно войти в лирику, – пишет он, – должно было расшириться и обогатиться «лирическое сознание», измениться само понятие «лиризма»…» (стр. 99). Б. Корман намечает разные пути этого процесса, но подробно останавливается лишь на одном, наиболее характерном для Некрасова – многоголосье его лирики. Он показывает, как поэт постепенно овладевает этим методом, как сначала он осваивает, подобно Кольцову, лирический способ изображения характера, а затем в отличие от своего предшественника стремится сделать лирические излияния героя лишь частью более общей картины мира. Так появляется многоголосье в пределах лирического монолога. На подробном анализе стихотворений «В полном разгаре страда деревенская», «Школьник» и других исследователь показывает, как сочетаются и в то же время противостоят друг другу различные точки зрения, различные «голоса» (автора и жницы, автора, мальчика дьячихи, отца мальчика) в пределах лирического монолога.

Особое сочетание лирического и эпического начал в поэзии Некрасова заставляет задуматься над жанром многих его стихотворений и в связи с этим внести изменения в теорию жанров. Именно об этом пишет В. Ларцев а статье «Лирический «рассказ в стихах» в творчестве Н. А. Некрасова и В. В. Маяковского» 2. Основная черта поэзии Некрасова, впоследствии воспринятая Маяковским, по мнению В. Ларцева, это широкое проникновение эпики в лирику, новаторство, заставляющее пересмотреть некоторые положения теории литературы. Генетически рассказ в стихах В. Ларцев возводит к балладе. Свои чувства поэт передает не в монологе, а в лирически окрашенных деталях, причем вырабатывает самые различные приемы «погружения» эпических деталей в лирику. Анализируя ряд стихотворений Некрасова, автор останавливается на некоторых из этих приемов.

Другой особенностью некрасовского стиля, также часто отмечавшейся исследователями, является яркая социальная окрашенность образов-персонажей и пейзажа.

И. Колесницкая в своих статьях «Некрасов и Кольцов (Вопросы художественного метода)» 3, «Пейзаж в поэмах Н. А. Некрасова 1850-х годов» 4 рассматривает новое содержание некрасовских образов в связи с теми изменениями», которые произошли в приемах изображения. В результате совершенно снимается проблема «социальное или психологическое освещение» и достигается глубокое, «изнутри», раскрытие этой особенности некрасовского стиля: она рассматривается как естественный результат всестороннего отражения жизни поэтом. Так, сравнивая поэзию Кольцова с поэзией Некрасова, исследовательница приходит к заключению, что Некрасов изображает не только поэзию труда, но и его тяжесть, герои его не только молодец и девица, но и другие крестьянские типы. От общего изображения «злодейки-судьбы» поэт переходит к бытовым сценам, рисует не только семейную сферу жизни человека, но и сферу общественных отношений и т. д.

Тонко и глубоко анализируя художественную ткань некрасовских произведений, И. Колесницкая отмечает целый ряд новых приемов изображения крестьянской жизни – точность в описаниях труда, психологизм портретов а др. Во второй статье И. Колесницкая продолжает исследование художественного метода Некрасова, сопоставляя его с методом других поэтов. Автор прослеживает как бы генезис социальной окраски пейзажа в поэзии Некрасова и, как я в предыдущей статье, подводит к мысли, что социальные мотивы в творчестве Некрасова появляются в результате большего углубления в жизнь народа, всестороннего ее освещения, конкретизации. Так, в первых некрасовских поэмах пейзаж приобретает все более и более ярко выраженный национальный колорит. Он вызывает не только творческое вдохновение, но и жажду борьбы, мысли о народе, становится средством Выражения патриотических и гражданских чувств героя.

Некрасовскому пейзажу в поэме «Кому на Руси жить хорошо» посвящена статья В. Плахотишиной5

Особенности пейзажа народной поэмы, только намеченные в статье И. Колесницкой, здесь разработаны более углубленно.

Новаторство Некрасова в обрисовке пейзажей в том, что он видит мир глазами народа и в то же время глазами революционера-демократа. Это очень важное наблюдение, так как часто принято считать, будто в народных поэмах остается лишь отношение народа к природе.

Исследовательница обнаруживает связь пейзажей с очень многими аспектами современной Некрасову действительности: с жизнью деревни и с упадком усадеб, с радостью труда и с его тяжестью, с животворящей силой народа и с его нищетой. Пейзажи помогают Некрасову воссоздать не только бытовую жизнь народа, но и его юмор, наблюдательность, находчивость.

В. Плахотишина намечает различные типы пейзажа в поэме и рассматривает каждый из них. Но на деле, в ходе анализа текста, их обнаруживается гораздо больше, так что это деление на типы весьма условно и мало что дает в понимании специфики некрасовского пейзажа. Наиболее интересные наблюдения сделаны, по нашему мнению, именно над теми пейзажами, которые не входят в намеченные рубрики, например, пейзажами, имеющими широкий, символический смысл (разбуженный лес в «Прологе», образ грозовой тучи в речи Якима Нагого и другие). Действительно, во многом именно эти зарисовки создают атмосферу поэмы, ее лирическую наполненность. Эти наблюдения представляются нам наиболее плодотворными потому, что они близко подводят к определению основной роли, основного смысла пейзажей в поэме – созданию подтекста, второго плана поэмы, связанного с личностью автора. Ведь очень многие пейзажи есть не что иное, как скрытые лирические отступления.

В русле исследований и наблюдений И. Колесницкой находится и статья Б. Кормана «Два поэта о народном характере» 6, в которой он отмечает новые черты народного характера в поэзии Некрасова по сравнению с поэзией Кольцова.

Б. Корман исследует богатство черт народного характера у Некрасова: богатырство героя «Думы», усмешка Калистрата, лукавая улыбка героя «Бури», дерзкая насмешка Катерины… Это разнообразие характеров автор объясняет тем, что герои Некрасова в отличие от героев Кольцова выведены за пределы быта, показаны в их общественных связях. Однако автор не проанализировал приемов изображения характеров, поэтому даже сопоставление с Кольцовым получилось чисто внешним.

Внимание исследователей привлекает проблема традиций и новаторства у Некрасова. К сожалению, в статьях В. Рымашевского «Некрасов и Маяковский» 7 и В. Безъязычного «А. И. Полежаев и Н. А. Некрасов» 8 вызывает возражение сам метод сравнения творчества двух поэтов, при котором авторы не ставят перед собой задачу выяснить тот исторически и психологически обусловленный характер отношения поэта к жизни, который и породил данные художественные образы. В своих очерках В. Рымашевский делает акцент не столько на развитии некрасовских традиций, сколько на их усвоении, то есть попросту повторении. Переход от героики к сатире, личной боли в общественный призыв, устремленность в будущее в сочетания с революционной жертвенностью – все эти «особенности», по мнению автора, были у Некрасова, были и у Маяковского. Естественно, что С. Трегуб задал В. Рымашевскому вопрос: «Повторился ли Некрасов в Маяковском?» 9.

В. Безъязычный, устремив все свое внимание на творчество Полежаева, оставляет некрасоведам лишь слабое утешение, что у Полежаева есть стихи, «поразительно напоминающие, например, стихи некрасовской «Псовой охоты». Идейно-классовая позиция сближает обоих поэтов, пишет автор, «обнаруживая родственные моменты художественного восприятия действительности, общественного и литературного самоопределения в связи с господствующими традициями и т. д., вплоть до родственных языково-стилистических тенденций». Определение этих родственных моментов и составляет содержание статьи. Между тем мало установить моменты сходства в манере изложения или в тематике, это всего лишь черновая, предварительная работа: важно проследить, как та же тематика или те же приемы изложения трансформировались и обогатились в творчестве поэта исторически более позднего времени.

В статье Е. Опришко10 рассматривается вопрос о реализме поэмы Некрасова «Несчастные», имеющий существенное значение для выявления истоков народной эпопеи «Кому на Руси жить хорошо». Автор полемизирует с теми некрасоведами, которые считают поэму «Несчастные» произведением романтическим (К. Чуковский, А. Жовтис), но при этом обнаруживает неясность своих собственных исходных позиций: что он считает романтическим и что реалистическим? Весьма странно звучит определение романтизма как искажения исторической перспективы: «Некрасов создал в целом реалистическое произведение. Он не хотел в угоду тенденции исказить Историческую перспективу». И автор старается «реабилитировать» поэму Некрасова, он соглашается с тем, что поэма романтична, но только в деталях, а не по существу: «…несмотря на революционно-романтическую устремленность к будущему, поэма осталась на почве реализма». Что же это за «почва реализма»? Оказывается, это «прославление подвига революционной демократии». Но ведь этот подвиг можно прославить и в романтической поэме. И разве романтическая приподнятость несовместима с реалистическим содержанием? Ведь она останется и в поэме «Кому на Руси жить хорошо», даже в самых бытовых ее описаниях – ярмарки, пьяной ночи, и будет освещать всю поэму яркой мечтой о будущем.

Важно показать становление некрасовского отношения к жизни, выраженное в стиле поэта, одной из характерных особенностей которого как раз и является сочетание лирического и эпического, бытового и романтического. При таком подходе к вопросу окажутся ценными и уместными наблюдения исследователя о месте, которое занимает в поэме встреча лирического героя с Кротом, о реалистическом портрете у Некрасова, о связи героя с народом и др.

В. Маков в статье, посвященной теме разоблачения капитализма в поэме Некрасова «Современники» 11, стремится раскрыть, как фактический материал, злободневность, острота поднятых вопросов определили стиль этой поэмы. Автор отмечает такие особенности стиля поэта, как широкое использование гротеска, метонимическое оформление портретов, резкая контрастность эпизодов (песня бурлаков на пиру капиталистов, гибель детей по вине отцов и др.). Однако изолированное рассмотрение поэмы «Современники» в отрыве от других произведений поэта, вне связи вообще с сатирой Некрасова и особенно с сатирическими главами одновременно писавшейся поэмы «Кому на Руси жить хорошо», – обеднило выводы статьи, в которой, судя по заявке автора, ставилась задача всестороннего изучения этой «обойденной критикой поэмы». Сам жанр поэмы неточно назван В. Маковым серией сатирических фельетонов в стихах: в действительности эпизоды поэмы связаны между собой единой мыслью, сатирическое повествование поднимается местами до гневно-лирического воодушевления, которое нельзя уложить в рамки фельетона. В работе недостаточно раскрыты принципы и приемы некрасовской сатиры.

Ряд принципиальных возражений вызывает книга М. Саксоновой, посвященная анализу сборника Некрасова «Последние песни» 12. Прежде всего поэтическое завещание – это не поэтический итог, предсмертное слово завершает облик поэта, но не раскрывает всего его содержания. Между тем М. Саксонова стремится рассматривать сборник «Последние песни» именно как итог творчества поэта; в результате в книге характеризуется не столько данный сборник, сколько основные темы всего творчества Некрасова. Когда же, наконец, доходит очередь до стихотворений сборника, автор основное внимание уделяет анализу черновиков, показывающих направление работы поэта; таким образом, несмотря на большой историко-литературный материал, привлеченный для анализа небольшого сборника, не раскрыт лирический подтекст вошедших в него стихотворений, не раскрыто, что же отличает их от более ранних произведений на ту же тему. Необходимо, правда, оговориться, что в тех редких случаях, когда автор обращается к образной ткани, к движению поэтической мысли-чувства, ему удается интересно раскрыть связь идеи и формы (таков анализ стихотворений «Утро», «Уныние», «Письма»).

Новые работы о творчестве Некрасова показывают, насколько интересными и плодотворными оказываются исследования, авторы которых стремятся глубоко раскрыть идейный смысл используемых писателем художественных форм.

  1. Б. О. Корман, Многоголосье в лирике Н. А. Некрасова, «Ученые записки Борисоглебского института:», вып. IV, 1958.[]
  2. В. Г. Ларцев, Лирический «рассказ в стихах» в творчестве Н. А. Некрасова и В. В. Маяковского, «Труды Узбекского государственного университета», новая серия, вып. 93, Кафедра русской и зарубежной литературы, Самарканд, 1958.[]
  3. И. М. Колесницкая, Некрасов и Кольцов, «Ученые записки ЛГУ», N 229, серия филологических наук, вып. 30, 1957.[]
  4. И. М. Колесницкая, Пейзаж в поэмах Н. А. Некрасова 1850-х годов. «Вестник ЛГУ», N 20, серия истории языка и литературы, вып. 4, 1959.[]
  5. В. Т. Плахотишина, Пейзаж в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и его идейно-композиционная функция, «Научные записки Днепропетровского государственного университета», Т. 71, Вопросы теории и истории литературы, Харьков, 1959.[]
  6. »Подъем», 1959, N 5. []
  7. В. Рымашевский, Некрасов и Маяковский, Ярославское книжное издательство, 1959.[]
  8. В. И. Безъязычный. А. И. Полежаев и Н. А. Некрасов (У Истоков революционно-демократической поэзии), «филологические науки». 1950, N 4.[]
  9. См. «Литература и жизнь», 2 марта 1960 года.[]
  10. Е. Н. Опришко, К вопросу о реализме поэмы Н. А. Некрасова «Несчастные», «Научные записки Днепропетровского государственного университета», т. 71, Вопросы теории и истории литературы, Харьков, 1959.[]
  11. В. И. Маков, Разоблачение капитализма в поэме Н. А. Некрасова современники», «Ученые записки Ташкентского вечернего пединститута имени В. Г. Белинского», вып. 7, Работы по литературоведению, Ташкент, 1959.[]
  12. М. М. Саксонова, Книга Н. А. Некрасова «Последние песни», Изд. Ташкентского государственного университета, Ташкент, 1960.[]

Цитировать

Каретникова, М. Художественное мастерство – в центре внимания / М. Каретникова // Вопросы литературы. - 1961 - №11. - C. 205-209
Копировать