№7, 1971/Литературная жизнь

Художественная культура Франции прошлого века

Точнее, конференция называлась так: «Французская живопись второй половины XIX века и современная ей художественная культура»; происходила она в Москве, в феврале этого года. Ее подготовили Музой изобразительных искусств имени А. С. Пушкина и Институт истории искусств Министерства культуры СССР; в числе пятнадцати докладчиков были ученые Москвы и Ленинграда, а также гости столицы – г-н Ж. Леймари, директор парижского Музея современного искусства, и г-н К. Паскаль, композитор и музыкальный критик.

Большая часть докладов была посвящена общим и более конкретным вопросам искусства импрессионистов; были выступления о музыке Дебюсси. О нескольких докладах по литературе мы скажем более подробно.

Получилось широкое обозрение французской культуры этого периода, и оно убедительно показало силу, плодотворность импульса, который ярче всего проявился в живописи, но так или иначе всколыхнул и другие области искусства.

В выступлениях ряда искусствоведов затрагивались вопросы, которые представляют живой интерес и для литературной науки.

В трех докладах по общим вопросам – А. Чегодаева, В. Прокофьева и М. Алпатова – выкристаллизовалась концепция этого искусства как определенного этапа реализма XIX века.

По существу три дня на конференции и говорилось о разных аспектах реализма во французской культуре второй половины XIX века; о глубокой, творчески активной связи импрессионизма с великим классическим искусством, начиная с Возрождения; о том, что импрессионистам удалось синтезировать элементы классицизма и романтизма, сохранив при этой романтическую взволнованность мировосприятия. О том, как родилось новое видение мира; А. Чегодаев напомнил, что по меньшей мере полвека человечество смотрит на природу глазами импрессионистов. Он говорил о их подлинном демократизме, жизнеутверждающей силе и неприятии дурных сторон своего времени.

Из чего исходят импрессионисты в своем демократизме? Об этом говорил В. Прокофьев. Их искусство демократично не просто потому, что они обращаются к людям из «низов» общества, показывают их человеческое достоинство;

Цитировать

Гусева, Е. Художественная культура Франции прошлого века / Е. Гусева // Вопросы литературы. - 1971 - №7. - C. 238-239
Копировать