№4, 2011/Книжный разворот

Хождения во Флоренцию. Флоренция и флорентийцы в русской культуре. Век XIX

Хождения во Флоренцию. Флоренция и флорентийцы в русской культуре. Век XIX / Под общей редакцией Екатерины Гениевой. М.: Центр книги ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, 2009. 734 с.

Это издание, увидевшее свет в 2009 году, продолжает, а правильнее сказать — предваряет одноименную книгу, вышедшую в 2003-м и имеющую подзаголовок «Из века XIX в век XX». О ее достоинствах, в полной мере сохранившихся в нынешнем томе, в свое время писал в рецензии Руф Игоревич Хлодовский («Вопросы литературы», 2004, № 1): книга прекрасная, превосходно изданная, с точно найденным названием, богатая и разнообразная по содержанию, снабженная грамотными и ненавязчивыми комментариями — одним словом, хорошая книга для неспешного вдумчивого чтения. Очень украшают нынешний том иллюстрации — цветные репродукции картин русских мастеров и фотографии, которые позволяют представить, как выглядел город в XIX веке и как он выглядит сегодня.

Собранные материалы, объединенные флорентийской темой, принадлежат к самым разным жанрам: это и литературные произведения — стихи, рассказы, отрывки из драматических произведений, и документальная проза — мемуары, дневниковые записи, письма; наконец, отрывки из книг и статей об итальянской культуре. Звучат голоса пятидесяти девяти свидетелей: от Г. Державина, Е. Дашковой и К. Батюшкова до Н. Греча, А. Н. Майкова и Ф. Тютчева, от А. Веселовского, Ф. Буслаева и В. Стасова до А. Голенищева-Кутузова, И. Репина и П. Чайковского. Особенно удачным представляется то, что в разделы, посвященные, например, таким крупным фигурам, как С. Шевырев, Ф. Достоевский, Н. Ге, включены свидетельства современников, позволяющие лучше понять роль «итальянского путешествия» в их жизни, а письма и заметки А. Иванова дополнены статьей о нем М. Алпатова.

Почему Италия и Флоренция занимают в русской культуре совершенно особое место, замечательно объяснил в упомянутой выше рецензии Р. Хлодовский. Нельзя не согласиться с ним и в том, что главный герой антологии — Данте. В нынешнем томе поэт удерживает пальму первенства, о великом флорентийце говорит чуть ли не каждый русский: взять хотя бы драматический отрывок А. Муравьева «Смерть Данта», полные восхищения строки первого русского дантоведа С. П. Шевырева «Чтение Данта» («Что в море купаться, то Данта читать: / Стихи его тверды и полны, / Как моря упругие волны! / Как сладко их смелым умом разбивать! / Как дивно над речью глубокой / Всплываешь ты мыслью высокой: / Что в море купаться, то Данта читать», с. 29), наконец, стихи А.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2011

Цитировать

Ямпольская, А.В. Хождения во Флоренцию. Флоренция и флорентийцы в русской культуре. Век XIX / А.В. Ямпольская // Вопросы литературы. - 2011 - №4. - C. 486-489
Копировать