№5, 1964/Коротко о книгах

Гуманизм у восточных славян

И. Н. Голенищев-Кутузов, Гуманизм у восточных славян (Украина и Белоруссия), Изд. АН СССР, М. 1963, 94 стр.

В литературоведении последних лет полемикой о границах понятий «гуманизм» и «Возрождение» наново поставлена проблема взаимодействий и взаимосвязей литератур.

В то время как «медиевизация» культуры эпохи Возрождения, предпринятая в последние десятилетия западными школами компаративистики, принесла с собой одновременное умаление исторической роли и итальянского Возрождения, и его взаимосвязей со славянскими литературами, нашей советской наукой предложены бесконечно более основательные и плодотворные подходы к освещению этого момента истории мировой культуры. На IV съезде славистов М. Алексеев отмечал, что «открытие мира и человека, которое определяет западноевропейское Возрождение, и на русской почве произошло задолго до того, чем предполагалось», и показал, что «русская культура была вовсе не так далека от гуманистической культуры эпохи Возрождения, как это обычно считается» 1.

Эти концепции опираются на множество новых фактов, о чем свидетельствуют труды И. Голенищева-Кутузова, который в ряде капитальных работ объединяет исследования взаимосвязей славянских литератур с итальянским Возрождением. Автор исходит из плодотворного тезиса: безусловны взаимодействия всех славянских литератур между собой при общем культурном влиянии итальянского Возрождения, которое важнее, нежели отдельные заимствования.

Работа И. Голенищева-Кутузова «Гуманизм у восточных славян» посвящена многосложному процессу взаимодействия славянских и итальянской гуманистических культур. Она начинается культурно-историческим очерком города Львова XV – XVI веков, Где развивалась культура многонациональная, многоязычная, которая доселе превратно рассматривалась лишь сквозь призму вероисповедальных споров. Особенно ценно то, что в подходе к источникам исследователь отнюдь не исключает из сферы внимания все написанное на латинском языке, ибо гуманистические идеи у славян развивались не только в собственно народных украинских и белорусских памятниках, но и в латинских.

Автор сжато, но выразительно рисует и общественную жизнь Литвы во взаимосвязях с Западом и Востоком. Он создает лапидарные, как бы фресковые портреты таких колоритных фигур, подвизавшихся на востоке Европы, как королева Бона Сфорца, ренессансный кондотьер Михаил Глинский, самобытный макиавеллист Ив.

  1. М. Алексеев, Явления гуманизма в литературе и публицистике древней Руси (XVI-XVII вв.), М. 1958, стр. 17 и 38.[]

Цитировать

Факторович, Д. Гуманизм у восточных славян / Д. Факторович // Вопросы литературы. - 1964 - №5. - C. 222-223
Копировать