№12, 1968/Обзоры и рецензии

Грильпарцер и его зарубежные критики

Франц Грильпарцер (1791 – 1872) широко известен на Западе как крупнейший драматург Австрии и основоположник ее национальной литературы. Его имя знакомо и русскому читателю. В первой половине XIX века популярностью в России пользовалась его драма «Праматерь», которая в переводе П. Ободовского («Прародительница») шла на петербургской и московской сценах. С новой силой интерес к Грильпарцеру вспыхивает затем в 80 – 90-х годах в связи с гастролями в России знаменитой Мейнингенской труппы.

Однако широко известным в России имя Грильпарцера стало благодаря А. Блоку, который в 1908 году перевел для театра В. Ф. Комиссаржевской драму «Праматерь» и написал о ней статью «Об одной старинной пьесе». Деятельность Блока дала толчок к новым переводам из Грильпарцера, которые продолжались и в советское время.

Число русских исследований о Грильпарцере незначительно. Это становится особенно ощутимым при обзоре западной литературы, посвященной австрийскому драматургу. Творчество Грильпарцера в течение долгих лет изучали известные немецкие филологи А. Зауер, Й. Фолькельт, Р. Бахман. О нем писали М. Эбнер фон Эшенбах, Ф. Кюрнбергер, Г. фон Гофмансталь, Й. Рот и ряд других крупных деятелей австрийской культуры. Драматургия Грильпарцера за последние сто лет анализировалась со всевозможных методологических позиций. Велись и ведутся нескончаемые споры о том, представителем какого направления правильнее считать Грильпарцера: классицистического, романтического или реалистического. Целая литература существует о связях Грильпарцера с австрийским барокко и испанским театром «золотого века». Многие исследователи склонны видеть в драматурге выразителя идей австрийского бидермайера1. На сегодня количество работ о нем столь велико, что можно говорить о самостоятельном разделе западноевропейской германистики – грильпарцероведении; мы попытаемся в данном обзоре указать только на ее самые существенные направления.

Ключом к пониманию Грильпарцера служит анализ исторических событий и общественных отношений в Австрии первых десятилетий XIX века. Юношеские годы Грильпарцера приходятся на период наполеоновских войн и общенационального подъема, который особенно отразился в так называемой австрийской национально-патриотической драме (Й. Хормайр, М. Коллин, К. Пихлер и др.), оказавшей значительное воздействие на молодого драматурга. Эта эпоха сменилась затем длительным периодом глубокой политической реакции (1815 – 1848), на который и падает все творчество Грильпарцера. Наследник эпохи Просвещения, с одной стороны, и свидетель отрицательных последствий буржуазных революций – с другой, Грильпарцер на протяжении всего своего творчества выдвигает на первый план проблему индивидуальной человеческой свободы.

Эта проблема вновь возникает в общественном европейском сознании сразу же после французской революции, которая как бы дала толчок к познанию законов исторической необходимости.

Вопрос о роли и возможностях человека в объективном мире становится основным; кризис просветительских идей способствует пессимистическому его решению. Дух времени коснулся и Грильпарцера.

Начиная с «Праматери», он пытается обосновать трагическую невозможность свободы в мире, где господствует неумолимая и безжалостная, с его точки зрения, необходимость – «вечный закон».

Категория необходимости, основная в классической немецкой драматургии, по-разному истолковывалась Грильпарцером на разных этапах его творческого пути (от «рока» в «Праматери» до идеи государственной необходимости в последних драмах).

Отраженная в индивидуальном сознания героев как долг, категория необходимости во взаимодействии с категорией свободы, которую Грильпарцер понимал как не знающее гранив, естественное чувство, создавала основу трагического конфликта в его произведениях. Соприкасаясь отдельными сторонами своего творчества и с романтизмом и с бидермайером, Грильпарцер в целом стоит ближе всего к немецкому классическому театру, основные принципы которого были им переосмыслены на национальной австрийской почве.

По мнению Э. Фишера, конфликт в драмах австрийского драматурга выразил трагическую дисгармонию человека в капиталистическом обществе. Грильпарцер уже не мог, как немецкие просветители, любоваться «зарей капитализма»; однако, утверждает Э. Фишер, как ни восприимчив был драматург к античеловеческой сущности капитализма, он не видел выхода «из проблематики своего времени, своей страны и мира, который становился капиталистическим» 2, и это окрашивало его творчество в пессимистические тона.

Такова концепция Э. Фишера; необходимо отметить, что, исследуя социальные предпосылки трагизма Грильпарцера, Э. Фишер не попытался проследить, как отражались они в индивидуальном сознании драматурга, определяя пристальный интерес Грильпарцера к проблеме свободы и необходимости. Не уделив достаточного внимания индивидуальному своеобразию творчества Грильпарцера, Э. Фишер серьезно обеднил тем самым анализ его драматургии.

Вслед за Фишером выступил П. Рейман. Он посвятил Грильпарцеру раздел, вошедший в цикл статей «Проблемы и образы австрийской литературы» 3, впоследствии переработанный в главу для книги «Основные течения немецкой литературы 1750 – 1848» 4. Исследователь причисляет Грильпарцера к классикам, подчеркивая при этом, что «известное своеобразие классицизма Грильпарцера обусловлено особыми условиями исторического развития Австрии».

П. Рейман предлагает свое понимание сущности трагического у Грильпарцера: консерватор по своим политическим убеждениям, Грильпарцер боялся социальных изменений в абсолютистской Австрии, хотя и признавал их необходимость. Можно приветствовать внимание исследователя к взглядам Грильпарцера на общество и историю; они сильнейшим образом сказались на его творчестве. Однако никак не следует отождествлять идеи Грильпарцера-художника и Грильпарцера-гражданина. В частности, в «Либуше», своего рода итоговом произведении Грильпарцера, преодолевается консерватизм его представлений о личности и государстве; драматург пытается дать оптимистическое (хотя и утопическое) решение проблемы.

Вполне самостоятельная интерпретация творчества Грильпарцера намечена в трудах К. Трегера (ГДР). К. Трегер написал диссертацию о фрагментахраннихдрамГрильпарцераиопубликовалдвебольшиестатьи: «История, «дух»иГрильпарцер. Национальный писатель-классик и мнения о нем» 5 и «Проблематичная свобода и неверные пути трагедии» 6. В своих рассуждениях К. Трегер исходит из проблемы свободы, к которой всегда было приковано мышление Грильпарцера. Подчеркивая гуманистическую сторону мировоззрения драматурга, которую он справедливо связывает с идеалами йозефинизма7, К. Трегер заостряет внимание на попытках Грильпарцера решить проблему свободы в историческом плане («Либуша»). Он приходит к выводу, что «из неразрешимого противоречия, в котором буржуазно-идеалистический тезис о примате человеческого освобождения над политическим находится с законами исторического развития, вырастает особая форма Грильпарцерова трагизма» 8. Ограниченность Грильпарцера, по мнению К. Трегера, проявилась в том, что, не сумев увидеть в народных массах движущих сил развития общества, драматург «искал в истории своей Австрии подтверждений всеобщей исторической закономерности, которая одновременно должна была продемонстрировать осуществление гуманной идеи» 9. Это привело Грильпарцера к тому, что он вынужден был оправдать Габсбургскую империю, которую он, как стремится доказать К. Трегер, провозгласил «областью осуществления гуманного исторического закона» 10.

Анализ отдельных драм Грильпарцера у К. Трегера убедителен; перспективно в целом и все направление его мысли. Однако его концепция подвергалась критике – и не без оснований. Упрекая Грильпарцера в неверном взгляде на историю, К. Трегер упускает из виду глубокую историческую обусловленность его мировоззрения, которое не выходило за рамки объективного идеализма немецкой классической школы. Что касается превознесения Австрии в «Величии и падении короля Оттокара» и некоторых других драмах, то оно было закономерно связано с формированием в стране национального самосознания, которое и выразилось в творчестве Грильпарцера. Апология государства Габсбургов у Грильпарцера имеет, таким образом, и позитивный смысл. Рассуждения К. Трегера, на наш взгляд, значительно выиграли бы, если бы к анализу была привлечена категория необходимости, в которой отразилось понимание Грильпарцером исторического процесса (кстати, далеко не всегда «гуманного» в глазах драматурга).

Категория необходимости позволила бы также проследить по этапам эволюцию творчества драматурга. Этот чрезвычайно важный момент обычно упускается исследователями из виду. Между тем говорить о Грильпарцере, не дифференцируя его произведений, едва ли плодотворно. Ранние драматические фрагменты, «античные» трагедии, произведения конца 20-х – начала 30-х годов, поздние драмы – вот приблизительная схема творческого пути Грильпарцера, различные этапы которого обнаруживают существенные сдвиги в представлениях драматурга. Поэтому любые попытки «подвести» все творчество Грильпарцера под одно или несколько общих определений неизбежно терпят крах.

Тем не менее упомянутые выше исследования благодаря правильному критерию, с которым их авторы подходят к теме, являются в настоящее время наиболее ценными трудами о Грильпарцере, Этим немногочисленным пока работам противостоит огромное количество статей, публикаций, монографий, анализирующих творчество драматурга с принципиально иных позиций.

Особую популярность в западном литературоведении последних десятилетий завоевали исследования, выдержанные в духе экзистенциальной философии. Еще в довоенные годы Й. Мюллер11  активно отстаивал точку зрения на Грильпарцера как на художника, выразившего своим творчеством трагизм человеческого существования вообще. Трагический исход в драмах Грильпарцера Й. Мюллер выводит из противоречия между необходимостью каждого человека принимать в жизни решения и его постоянным колебанием, внутренним отказом сделать какой-либо выбор. Необходимость, всегда торжествующая в драмах Грильпарцера, отождествляется Й. Мюллером с абсурдом, жертвами которого якобы и становятся несчастные герои Грильпарцера. Настроение, которым проникнуты некоторые драмы, например»Праматерь», истолковывается им как ужас перед миром.

Й. Мюллер уделяет особое внимание тому обстоятельству, что в некоторых произведениях Грильпарцера («Распря братьев в доме Габсбургов», «Либуша») герои добровольно и осознанно принимают смерть. Пришедший в конце жизни к окончательному убеждению, что человек в этом мире не может утвердить свое естественное право – свободу, Грильпарцер не видит для него иного выхода, кроме добровольного отказа от жизни, в которой безраздельно правит неумолимая необходимость. Таков был парадоксальный и в то же время закономерный итог поисков свободы, которые вел Грильпарцер. Й. Мюллер же полагает, что человек у Грильпарцера не может «выстоять в парадоксальной ситуации – жить в мире и одновременно вопреки ему. Он угасает экзистенциально» 12.

Экзистенциализм зачастую открыто смыкается с одной из самых распространенных тенденций в послевоенном литературоведении, которую условно можно было бы охарактеризовать как теологическую. Ее сторонники, апеллируя к тем или иным доводам, желают видеть в Грильпарцере последовательно религиозного писателя. Идея необходимости переосмысляется ими как божественная сила, карающая тех, кто в своих действиях отваживается выйти за установленные человеку свыше рамки. Авторы многочисленных диссертаций стремятся проследить, как из ощущения условности всего земного, из католического понимания греховности человека вырастает у Грильпарцера вера в безусловность божественного миропорядка. За множеством работ такого рода, авторами которых нередко оказываются видные исследователи (Э. Штайгер, Э. Хок и др.), отчетливо проступает духовно-этическое обеднение западного общества, которому так или иначе пытаются противодействовать отдельные ученые.

Так, Э. Хок, автор работы «Ф. Грильпарцер. Призыв к человечности», видит в австрийском драматурге непримиримого врага «распада гармонической цельности, вызванного постоянно растущим интеллектуализированием» 13. Но это верное наблюдение (Грильпарцер действительно трагически ощущал разъединение внутренних сил человека, которое стало особенно зримым в его время – в период оформившегося капитализма) Э. Хок выводит не из объективных исторических предпосылок, а из религиозного мироощущения драматурга.

В большой степени эта реакция на «кризис веры» ощутима и в капитальном, неоднократно переиздававшемся труде западногерманского ученого Б. фон Визе «Немецкая трагедия от Лессинга до Геббеля» 14, в котором Грильпарцеру посвящено около ста страниц. «Современная трагедия – это скрытая теология страдания. Она является выражением того, что бог отсутствует в мире» 15. Отталкиваясь от этого положения, Б. фон Визе пытается построить свою универсальную концепцию. Он рассматривает всю немецкую трагедию XVIII – XIX веков с точки зрения ее движения от теодицеи (оправдания бога) к нигилизму (отрицанию бога) и называет Грильпарцера первым среди писателей XIX века, в творчестве которого ослепительное могущество теодицеи начало явственно меркнуть. Ученый исследует личный опыт Грильпарцера (его страдания, вызванные внутренней раздвоенностью) и его сознание, в котором, по мнению Б. фон Визе, преобладала религиозность католического толка, в большой степени окрашенная агностицизмом. «Первотрагизм» Грильпарцера исследователь видит в том, что, вынужденный существовать одновременно между земным хаосом и небесным миропорядком, современный человек оказывается не в состоянии осуществить свое божественное предназначение. Книге Б. фон Визе нельзя, однако, отказать в глубине и мастерстве литературоведческого анализа. Не случайно авторы обзорных работ (Э. Хок, М. Йессен) считают эту книгу лучшим и наиболее зрелым из всего, что написано о Грильпарцере. Общая концепция Б. фон Визе, являющегося в настоящее время первым авторитетом в зарубежном грильпарцероведении, продолжает служить теоретической опорой для самых различных работ (К. Циглер, Й. Кайзер и др.).

Антиисторический подход к явлениям литературы отрицательно сказывается на многих содержательных исследованиях. Например, книга В. Наумана «Грильпарцер. Художественное творчество» 16 затрагивает самые существенные вопросы творчества драматурга (понимание свободы и необходимости, влияние испанского театра, соотношение классицистического и романтического). Однако за исходный пункт своих рассуждений В. Науман берет некие абстрактные антиномии (истина – обман, бытие – видимость), наличие которых он пытается проследить через все драматургическое наследие Грильпарцера. «Основным переживанием» Грильпарцера объявляется «противоречие между его призванием как поэта и желанием участвовать в жизни»; свои антиномии В. Науман располагает в промежутке между экзистенциально толкуемым абстрактным бытием и «переживанием времени». Творчество Грильпарцера рассматривается тем самым как противоречие между искусством и жизнью, а его конфликты – как «различные способы переживания времени». К. Трегер убедительно вскрывает философские корни этой методологии, восходящей к «философии жизни» Дильтея в ее «усовершенствованном» Хайдеггером виде17.

Иначе рассуждает У. Фюллеборн, который уже своими исследованиями о Рильке обратил на себя внимание как ученый, пытающийся строить общие историко-литературные выводы на результатах структурального анализа. Цель его книги «Драматическое действие в произведениях Грильпарцера» 18 – выявить место драматурга в истории немецкой литературы. У. Фюллеборн разбирает драмы Грильпарцера в категориях парных структур (событие – поступок, событие – судьба, судьба – история и др.). О реальном содержании этих понятий у У. Фюллеборна нет и речи; для него они – лишь произвольные модели. Исследователь приходит к выводу, что действие в драмах Грильпарцера всегда обусловлено взаимопроникновением двух факторов: спонтанности и причинности. Те же черты У. Фюллеборн видит в творчестве Штифтера, Мерике, Дросте, даже Бюхнера, которых он, наряду с Грильпарцером, причисляет к периоду «раннего реализма». Этот вывод можно было бы приветствовать, ибо тем самым видные австрийские и немецкие писатели оказываются отвоеванными у бидермайера, к которому их долгие годы целиком относили множество исследователей. Однако положенное в основу работы понимание реализма столь же формально, как и весь метод У. Фюллеборна: литературное направление для него – лишь совокупность частных тииологичееких признаков. Вот почему реальное содержание творчества Грильпарцера, такие существенные для драматурга понятия, как «судьба», «история» и т. д., практически остались у У. Фюллеборна не раскрытыми.

Не сдает своих позиций в западноевропейском литературоведении и точка зрения на Грильпарцера как на типичнейшего выразителя «австрийского духа». Произведения Грильпарцера действительно помечены чертами национального своеобразия, и роль его в становлении национальной австрийской культуры несомненна. Однако при этом не следует забывать об основах теоретического и художественного мышления Грильпарцера, а они заставляют рассматривать австрийского драматурга в тесной связи с немецкой культурой первой половины XIX века. Продолжением традиции, по которой все творчество Грильпарцера истолковывается как некая эманация его «австрийскости» (das Österreichtum), можно считать работы Г. Баумана19. Показательно, что самое «австрийскость» Г. Бауман трактует как начало «вневременное» и «непереводимое». Это дает ему возможность анализировать Грильпарцера в его «вневременных» связях с самыми различными художниками: Леопарди, Мюссе, Ницше и т. д. Работы Г. Баумана обнаруживают также восходящую к Гофмансталю тенденцию искать признаки «австрийскости» в области психологии. По мнению Г. Баумана, такие качества, как «наличие комплексов, уход в себя, глубокое сосредоточение, которые характеризуют поэтический и духовный мир Грильпарцера» 20, полностью проявили себя позднее в австрийской литературе.

Работа Г. Баумана возвращает нас К многочисленным попыткам создать иррационально-психологический облик художника. На фоне большого количества книг, где Грильпарцер рассматривается вне культурно-исторического контекста эпохи, радует тот факт, что в послевоенные годы стали и в буржуазном литературоведении появляться исследования, освещающие творчество Грильпарцера в историческом аспекте. Среди других следует отметить труды Ф. Зенгле, в частности его монографию «Немецкая историческая драма» 21. Творчество Грильпарцера представляет собой, по мнению Ф. Зенгле, «отчаянную попытку» восстановить мироощущение Гёте-классика в «эпоху массовых движений социального и национального характера». Работы Ф. Зенгле выгодно отличаются также от тех, в которых историческое содержание эпохи хотя и включается в рассмотрение, но методологически главенствующей роли не играет. Таков, например, объемистый труд Й. Надлера «Франц Грильпарцер» 22. Й. Надлер стремится «защитить» Грильпарцера от любого внешнего воздействия, отрицая даже тот политический гнет, от которого всю жизнь страдал Грильпарцер («Деспотизм погубил всю мою жизнь, но крайней мере мою литературную жизнь» 23, – признавался Грильпарцер).

Сравнивая работы последних десятилетий с довоенными исследованиями о Грильпарцере, нельзя не отметить огромного прогресса. Наука подошла сегодня к самому ответственному этапу: дать, используя накопленный материал, глубокое и всестороннее освещение творчества выдающегося драматурга. Есть все основания думать, что эта задача будет успешно решена в ближайшие годы.

г. Ленинград

  1. Термин, которым в западном литературоведении часто обозначается переходная от романтизма к реализму эпоха.[]
  2. E. Fischer, P. Grillparzer. Ein grosser österreichischer Dichter, Wien, 1946, S. 44.[]
  3. P. Reimann, Probleme und Gestalten der österreichischen Literatur. In: Über realistische Kunstauffassung, Berlin, 1949.[]
  4. P. Reimann, Hauptströungen der deutschen Literatur 1750 – 1848. Beiträge zu ihrer Geschichte und Kritik, Berlin, 1963.[]
  5. C. Träger, Geschichte, «Geist» und Grillparzer. Ein klassischer Nationalautor und seine Deutungen, «Weimarer Beiträge», 1961, III.[]
  6. C. Träger, Problematische Freiheit und Irrwege der Tragödie, «Sinn und Form», 1960, H. 4.[]
  7. Эпоха просвещенного абсолютизма в Австрии, получившая свое название по имени императора Иосифа II.[]
  8. C. Träger, Problematische Freiheit und Irrwege der Tragödie, «Sinn und Form», 1960, H. 4, S. 618 – 619.[]
  9. Ibidem, S. 639.[]
  10. C. Träger, Problematische Freiheit und Irrwege der Tragödie, «Sinn und Form», 1960, H. 4, S. 650.[]
  11. J. Müller, Grillparzers Menschen-auffassung, Weimar, 1934.[]
  12. J. Müller, Grillparzers Menschen-auffassung, S. 146.[]
  13. E. Hock, Franz Grillparzer. Besin-nung auf Humanität, Hamburg, 1949, S. 25.[]
  14. B. von Wiese, Die deutsche Tragödie von Lessing bis Hebbel, 6-te Aufl., Hamburg, 1964.[]
  15. Ibidem, S. 653.[]
  16. W. Naumann, Grillparzer – Das dichterische Werk, Stuttgart, о. J.[]
  17. C. Träger, Geschichte, «Geist» und Grillparzer, «Weimarer Beiträge», 1961, III, S. 488 – 489.[]
  18. U. Fülleborn, Das dramatische Geschehen 1m Werk Franz Grillparzers. Ein Beitrag zur Epochenbestimmung der deutschen Dichtung im 19. Jahrhundert, München, 1966.[]
  19. G. Baumann, Franz Grillparzer. Sein Werk und das österreichische Wesen, Freiburg – Wien, 1954; G. Baumann, Grillparzers Dichtung und österreichische Geistesverfassung, Frankfurt a. M. – Bonn, 1966.[]
  20. G. Baumann, Franz Grillparzer…, S. 5.[]
  21. F. Sengle, Das deutsche Geschichtsdrama, Stuttgart, 1952.[]
  22. J. Nadler, Franz Grillparzer, Wien, 1952.[]
  23. F. Grillparzer, Sämtliche Werke, Bd. IV, München, 1965, S. 220.[]

Цитировать

Азадовский, К.М. Грильпарцер и его зарубежные критики / К.М. Азадовский // Вопросы литературы. - 1968 - №12. - C. 196-202
Копировать