№9, 1969/Зарубежная литература и искусство

Гражданственность – воздух поэзии. За «круглым столом» журналов «Вопросы литературы» и «Литературна мисъл» – поэты Болгарии

В последних числах июня нынешнего года в Софии, в Союзе писателей Болгарии, состоялась встреча поэтов за «круглым столом», проведенном по инициативе журналов «Вопросы литературы» и «Литературна мисъл» и Союза болгарских писателей. Темой беседы были гражданские мотивы современной поэзии, ее «место в рабочем строю». Перед собравшимися были поставлены следующие вопросы:

Какова, на ваш взгляд, роль гражданской поэзии в современной болгарской литературе? Какова общая тенденция ее развития?

Как соотносится публицистическая направленность стихов с их эстетическими качествами? В чем особенность художественной выразительности гражданских стихов?

Что вышло в последнее время из-под вашего пера? Как вы решаете в своем творчестве проблему гражданственности? Над чем вы сейчас работаете?

За «круглым столом» встретились и обменялись мнениями представители различных поколений и разнообразных стилевых течений, которыми так богата Современная болгарская литература. Среди участников софийской встречи – поэты, являющиеся олицетворением разных поколений, – Е. Багряна, Л. Стоянов, Хр. Радевски, Мл. Исаев, Г. Джагаров, В. Божилов, Блага Димитрова, П. Караангов, Л. Стефанова, А. Стоянов. (Некоторые из них участвовали в заседании «круглого стола» заочно.)

Участники встречи – каждый по-своему – говорили о важнейших сторонах проблемы. Обсуждали вопрос о месте, которое занимает в современной поэзии гражданская лирика, спорили о традициях и новаторстве, делились личным творческим опытом. Все отмечали выдающуюся роль гражданской поэзии в общественной жизни Болгарской Народной Республики, отмечающей в сентябре свой славный 25-летний юбилей. О чем бы ни размышляли участники беседы за «круглым столом», в их словах слышалась гордость и радость за успехи социалистической Болгарии, связанной вечной дружбой, неразрывными узами братства с Советским Союзом, со всеми народами, строящими социализм.

Ниже приводится лаконичная био-библиографическая справка о поэтах, участвовавших в дискуссии, позволяющая до некоторой степени воспроизвести, хотя, разумеется, весьма мозаично, общую картину современной болгарской поэзии.

Елисавета Багряна – одна из самых крупных болгарских поэтесс. Родилась в Софии. Первые стихи ее появились в печати в 1915 году. Начиная с 1920 года Елисавета Багряна деятельно участвует в литературной жизни страны, активно выступает как общественный деятель. В числе ее книг «Вечная и святая» (1927), «Звезда моряка» (1932), «Сердце человеческое» (1936), «Пять звезд» (1953), «Избранные стихотворения», выходившие отдельными томами в 1955, 1957 и в 1968 годах. Елисавета Багряна является Героем Социалистического Труда, она лауреат Димитровской премии.

Академик Людмил Стоянов – старейшина болгарской литературы. За его плечами долгие годы жизни, он окружен всенародной любовью и уважением. Он автор следующих изданий: «Видения на распутье» (1914), «Меч и слово» (героические песни о болгарском народе и Болгарии; 1917), «Земля» (1920), «Праматерь» (1925), «Святая святых» (1926), «Земная жизнь» (1939), «Стихотворения» (сборник, 1924), «По ту сторону железного занавеса» (1953), «Стихотворения» (1954). Он является автором нескольких драм, комедий, биографий замечательных людей, крупных прозаических полотен. Людмил Стоянов – лауреат Димитровской премии.

Христо Радевски (родился в д. Белиш, Троянского района, в 1903 году) – крупный поэт и публицист. Он начал печататься в 1924 году. С 1929 года по 1934 редактировал газету «РЛФ» («Рабочий литературный фронт»). Был активным участником антифашистского движения, подвергался арестам. В 1932 году вышел первый сборник стихов, названный «К партии». Х. Радевски – автор многочисленных стихотворных книг, в том числе: «Пульс» (1936), «Воздуха не хватало» (1945), «Уважаемые» (1947), «Басни» (1950) и др. Выпущено три тома его избранных произведений. Начиная с 20-х годов много занимается переводами с русского. Дважды лауреат Димитровской премии.

Младен Исаев – один из выдающихся писателей, принимавших активное участие в антифашистском Сопротивлении. Родился в 1907 году в селе Балювица, Бёрковского района. Участвовал в Сентябрьском восстании 1923 года. Затем, после разгрома восстания, эмигрировал из страны. Возвращается в 1929 году, редактирует газеты «Эхо» и «Наша мисъл», участвует и в других прогрессивных изданиях, таких, как «Звезды», «Нова литература», «РЛФ», «Кормило». После победы революции деятельно включается в строительство новой, социалистической культуры. Издал десятки книг стихов, часть из которых – для детей и юношества. Как видного революционного поэта его характеризуют сборники «Пожары» (1932), «Жертвы» (1934), «Ясность» (1936), «Тревожная планета» (1938), «Человеческая песня» (1941), «Война» (1945), «Огонь» (1946), «Поэма о винтовке» (1947), «Молодость» (1949), «Звезда мира» (1950), «Боевая молодость» (1953), «Любовь» (1954), «Стихотворения и поэмы» (1956), «Ясные дали» (1959), «Лирика» (1961), «Зеленое дерево» (1963), «Щедрость» (1966) и др. В 1967году вышли два тома его избранных произведений. Младен Исаев – лауреат Димитровской премии.

Блага Димитрова – одна из талантливых болгарских поэтесс – принадлежит к литературному поколению, творчески сформировавшемуся в условиях новой Болгарии. Она родилась в Бялой Слатине. Окончила с отличием факультет славянской филологии в Софийском университете. С 1946 по 1950 год Блага Димитрова училась в Ленинградском университете и в Литературном институте имени А. М. Горького в Москве. В 1951 году с отличием защитила диссертацию на тему: «Маяковский в Болгарии», ей было присуждено звание кандидата филологических наук. Переводит с русского и польского. Автор книг: «Стихи о вожде» (1950), «Песни о Родопах» (1954), «До завтра» (1960), «Отклонение» (1967), «Страшный суд» (1969) и др.

Божидар Божилов родился в 1923 году в городе Варне. Деятельно пропагандировал в старой Болгарии советскую литературу. После победы революции 9 сентября он активно включается в литературную жизнь страны, работает редактором на Софийском радио, в издательстве «Български писател», в газете «Литературен фронт». Сейчас – главный редактор журнала «Пламък». Божидар Божилов – автор следующих книг: «Стихотворения» (1948), «Агитатор» (1950), «Димитров» (1950), «Любовь и ненависть» (1952), «Под знаменем» (1954), «За правду и свободу» (1955), «Ямбические новеллы» (1955), «Лирика» (1957), «Воинская кровь» (1959), «Четвертое измерение» (1961), «Варненский воздух» (1961), «Лирический роман» (1967), «Поэзия» (1968) и многих других. Божидар Божилов – лауреат Димитровской премии.

Участник движения Сопротивления, а ныне активный общественный деятель, Георги Джагаров – один из выдающихся современных поэтов. Родился в 1925 году в селе Бяло, Сливенского округа. Прогимназию и гимназию закончил в Сливене, печатается с 1941 года. За участие в антифашистском Сопротивлении был заключен в тюрьму, откуда вышел после победы народной власти – 9 сентября 1944 года. Издал три сборника стихов и три драмы. В сборниках стихов «Мои песни» (1954), «Лирика» (1956) и «В минуты молчания» (1958) выразил свои поэтические волнения, рожденные современной действительностью. Современным конфликтам и проблемам целиком посвящены и три его драмы: «Двери закрываются» (1959), «И завтра будет день» (1963) и «Прокурор) (1964). Георги Джагаров – лауреат Димитровской премии, председатель Союза болгарских писателей.

Лиляна Стефанова принадлежит к тому поколению поэтов, которые начали свой разговор с читателем после социалистической революции. Родилась в Софии, в семье учителя. Окончила гимназию в родном городе. В 1944 году вступает в ряды РМС. В 1954 году заканчивает Литературный институт имени А. М. Горького в Москве. Ее первая книга стихов «В Москве» выходит в 1952 году. За ней следуют сборники стихов «Когда нам двадцать лет», «Мир, который я люблю», «В поход с тобой», «Иду к вам», «Не уходи, день», «Любовь и тоска». Лиляна Стефанова – автор книг «Счастливое плавание», «Под вершинами Кавказа», «Я буду помнить тебя, Узбекистан», «Свет идет от людей», «Встречи», «Осень в Америке». Стихи Лиляны Стефановой переведены на восемнадцать языков. Четыре ее сборника стихов и книга путевых заметок изданы на русском языке. В отдельных изданиях ее книги стихов вышли на грузинском, узбекском и монгольском языках. Сейчас поэтесса – редактор, журнала «Обзор».

Анастас Стоянов родился в 1931 году, в селе Живовцы, Михайловградского округа, в бедной семье. Начальное образование получил в своем родном селе, а высшее образование по специальности – болгарский язык и литература – в Софийском государственном университете имени Климента Охридского. Работал редактором на Софийском радио, в редакции газеты «Септемврийче». В издательстве «Народна младеж» заведовал редакцией детской и юношеской литературы. Несколько лет является секретарем Союза болгарских писателей. Издал следующие книги: «Первая любовь» (1955), «Пестрая торбочка» (1961), «Осенние маки» (1963), «Посвящение» (1964), «Мало любить тебя» (1964), «Предскажите мне вечность или миг» (1966).

Петр Караангов родился в 1931 году в городе Санданском. Гимназическое образование получил в родном городе. Окончил Библиотечный институт в 1952 году и факультет славянской филологии Софийского университета. Печататься начал в 1953 году. Был главным редактором издательства «Български писател», а сейчас работает в кинематографии. Издал: «Следы на дороге» (1957), «Сезоны и наша улица» (1960), «Участие» (1964), «Годичные круги» (1965), «Зимние воскресенья» (1967).

 

* * *

Заседание «круглого стола» проходило под председательством члена редколлегии журнала «Вопросы литературы» Евгения Осетрова и члена редколлегии журнала «Литературна мисъл» Христо Йорданова.

Материалы дискуссии публикуются одновременно в «Вопросах литературы» и журнале «Литературна мисъл».

 

Елисавета БАГРЯНА

Искусство творца долговечно, если оно отражает в современной действительности то, что интересно и значимо не только для данного момента, но и для будущего.

Я писала о своих личных переживаниях, но это были переживания определенного времени, с его специфическими чертами, и ничего странного нет в том, что сегодня в моих стихах раскрываются черты женщины, притом болгарской женщины, за долгий период ее развития, прошедшего в условиях двух различных эпох.

Поэзия для поэта – как болезнь, с которой он родился. Она неизлечима. Остается на всю жизнь. Для поэзии нужны не только большая любовь и верность, но и душевная устойчивость, и упорный труд, и жертвы. Особенно, когда этот творец, как я, – женщина, начавшая работать в тяжелых социальных условиях полвека назад. Тогда, когда нужно было бороться не на жизнь, а на смерть за право иметь талант, проявлять его в своем творчестве, победить и пробить дорогу для одаренных женщин, которые идут следом. Все это было в то время – теперь я могу сказать об этом без излишней скромности – настоящим подвигом и самопожертвованием.

Сейчас, когда мы говорим о современной болгарской поэзии, мои мысли возвращаются к тем безымянным многочисленным певцам, которые создали нашу чудесную народную поэзию. И не только потому, что с малых лет я училась у народной песни, что у нее взяла свои первые уроки поэтического искусства.

Это скорее всего личный вопрос, но он может быть интересен и для общества, потому что о прошлом я размышляю в связи с теми вопросами, которые интересуют многих…

Народное творчество рождается в рабочих буднях людей. Оно самым тесным образом связано с их мыслями, переживаниями, стремлениями, волнениями. Испокон веков оно находится в непрерывной связи с исторической судьбой нашей нации. Болгарка пела на стане, на ниве, над колыбелью, над могилой своих погибших сыновей. В наших чудесных народных песнях излились все невзгоды пятивекового черного рабства, бунт и жажда свободы. В них сохранены воспоминания о прошлом величии и мечта о будущем. В них спасены от погибели болгарская национальность и все черты нашего народного быта. Но в народной среде, где возникли первые поэтические порывы болгарина, никто никогда не ставил в теоретическом плане вопроса об общественной роли поэзии, об ее главной задаче – служить людям, жизни. Эта роль определялась самой природой, самой сущностью народного творчества, и никто не мог по-иному представить себе взаимоотношения между певцом и народом.

Я думаю, что именно тогда зародились национальные традиции болгарской поэзии, всегда идущей в ногу с жизнью и со временем…

Песни Ботева пели те, кто прокладывал на Балканах первые, покрытые кровью тропы свободы. Сколько героев в прошлом и в настоящем гордо встречали смерть с песней «Тот, кто пал в бою за свободу…». И ныне его песни волнуют каждое болгарское сердце.

Смирненский был любимцем рабочего класса, и его стихи, декламировавшиеся со всех народных сцен от Софии до самого глухого села, воспитали новое поколение борцов.

Вапцаров освятил свои искренние строфы о вере в революцию, в ее победу и в построение новой жизни своей собственной кровью.

Вазов, великий, как унизанные пиками Балканы, более пяти десятилетий своим сердцем откликался на каждую улыбку, каждый вздох, каждый стон нашего народа.

А Пенчо Славейков, Яворов, Димчо Дебелянов!

А Гео Милев, Ясенов!

В наши дни поэзия сопутствует нашей новой жизни в жарком бою за счастье народа. В процессе великого строительства вырастают поэты, которых любит трудовой народ.

Достаточно хотя бы вспомнить Пеньо Пенева.

Разумеется, по своему характеру поэтическое творчество весьма разнообразно. У каждого поэта свой темперамент, своя природа, свои особенности. У каждого свой стиль. У нас имели место различные течения, различные концепции поэзии и искусства вообще.

Но все-таки, мне кажется, есть нечто, объединяющее самых талантливых поэтов, всех тех, которые создают облик болгарской Поэзии. Это глубокое, веками сохранявшееся убеждение в том, что поэзия не может жить в отрыве от реальной действительности, от конкретной жизни, от своего времени…

У нас, сегодняшних поэтов, есть ясное сознание того, что наша поэзия, чтобы быть полезной и нужной, должна не только отражать жизнь, но быть и вдохновителем, указывающим путь, быть ракетой, прорывающейся сквозь атмосферу привычного, чтобы открыть новые просторы и новые миры в душе, в сердце и мыслях современного человека, так же как и наука открывает новые элементы, новые могучие силы в земле, новые миры во вселенной.

Потому что, даже если ты ученый, политик, строитель, ты все равно должен иметь душу поэта, чтобы думать окрыленно, чтобы видеть мир в будущем.

И нужно мечтать о мире, чтобы его строить.

На иностранцев производит впечатление тот факт, что у нас много поэтов. Да, наша страна, чья земля напоена кровью неисчислимых героев – борцов, павших во имя национальной и социальной свободы, наша страна, первой поднявшая восстание против фашизма, наша страна в то же самое время, как сказал один иностранный писатель, является и «долиной роз и поэтов».

Говорят, что поэзия – это признак молодости как отдельного человека, так и отдельной нации. Наша нация исторически одна из самых древних в Европе. Она находится не в начальной стадии своего развития: более 1100 лет тому назад она открыла первую страницу своей письменности. И прекрасно то, что и поныне она так жизненна и молода, что ее сердце откликается на слово поэта. Просто ей присуща поэзия.

А то, что поэзия могла выдержать испытание временем, – следствие того, что она всегда исходила из жизни, рождалась в самой жизни, а не в кабинетных ретортах и не в книжных умах.

Чтобы родилась истинная поэзия, тебя должно что-то обжечь, как огнем, может быть, что-то на первый взгляд незначительное, неуловимое. Достаточно того, чтобы от чувства сжималось твое сердце, вызывая ассоциации, образы, мысли – целый мир.

Прекрасная, настоящая поэзия должна мне открыть что-то новое и заставить меня почувствовать это все как свое личное, выраженное неожиданно, непривычно. Не могу представить себе стихотворения без мысли. Поэзия может раскрываться через чувство или образ, но прежде всего должна быть мысль. Но мысль, ставшая переживанием, переплавленная в трепетном огне. Тогда мысль превращается в волнение.

Когда я создаю свое произведение, идея, замысел у меня никогда не рождаются априорно, чтоб потом их иллюстрировать образами и словами. Мне всегда нужен небольшой жизненный повод, какой-то атом должен пройти через мое существо, пронзить мою мысль и чувства, чтобы расщепиться внутри меня и вызвать лирический взрыв. Стихотворение рождается, а не конструируется.

Самые прекрасные вещи создаешь, когда ты влюблена. Сама поэзця содержит в себе любовный трепет даже тогда, когда она создается не на непосредственно интимную тему. Поэзия – это влюбленность в мир, в жизнь. Поэзия – это трепещущий контакт со вселенной.

На конгрессах и встречах на Западе я часто слышала высказывания о том, что там мало интересуются поэзией: лишь немногие живут ею и только поэты читают друг друга. Отсюда и пессимистические настроения: дескать, в эру машин и огромных открытий науки и техники поэзия начала терять свое значение. Ее территория все больше ограничивается и постепенно исчезает совсем. Я думаю, что причина пессимизма – в отрыве такой поэзии от жизни, в ее абстрактности, в ее герметизме.

В Болгарии мы наблюдаем обратное явление – интерес к поэзии. Читает поэзию молодежь, читает интеллигенция, читают рабочие, крестьяне. Техника не убила интерес к поэзии, – много раз я разговаривала с инженерами, архитекторами, которые любят читать стихи и ищут книги наших поэтов. То, что рабочие читают поэзию, не означает, что поэзия «принизилась», снизила свой уровень, – это означает, что повысился культурный уровень народных масс.

И это радостное явление в жизни нашего народа за последние 25 лет.

Говорят, что поэзия – цветок литературы. А чтобы этот цветок расцвел, ему нужны солнце и воздух. Наша страна этим богата, в ней много солнца и много воздуха. Может быть, поэтому у нас поэзия расцветает…

Наука и литература, техника и поэзия – это две стороны человеческого развития, человеческого познания. Они не должны развиваться различными темпами, их развитие должно идти синхронно. Я вспоминаю прочитанную где-то сказку о том, как путешественник-исследователь, чтобы пройти через девственный лес, нанял старожилов-носильщиков, обещая им, что чем скорее будут идти, тем больше он им заплатит. И действительно, в первый день они шли очень быстро и прошли большое расстояние. Но на следующее утро, вместо того чтобы собираться в дорогу, они сидели на земле. Он их спросил: почему? А они ему ответили: «Вчера наши ноги шли очень быстро. Сейчас мы ждем, чтобы нас догнали наши души…»

Неужели наука и техника могут идти вперед без своей души – без поэзии?

Мы, поэты старого поколения, хорошо или плохо – прошли свой путь. Сейчас очередь молодых. Они – наша смена, но не наши заместители, которые просто займут наши места. Смена – это означает, что надо продолжить достигнутое, идти вперед, искать новые пути, заменяя старое новым. Поэтому в молодых меня привлекает беспокойство, искания. Мы должны не сетовать на них за некоторые их ошибки и неудачи, а вовремя и разумно помогать им их исправлять. Они неизбежны в каждом развитии, в каждом творчестве. Современные талантливые молодые поэты – большая надежда болгарской поэзии. Их я люблю любовью матери и хочу им напомнить одну индийскую пословицу: «Нужно большое терпение, чтобы лист шелковицы превратился в шелк…»

Я счастлива, что дожила до такого времени, когда наш народ творчески трудится во имя будущего, когда расцветают молодые таланты. Для них не существует тех трудностей, которые стояли перед нами, их предшественниками, и они достигнут – я искренне в это верю – высот того большого искусства, о котором мы мечтали.

 

Людмил СТОЯНОВ

Для меня гражданская поэзия – неотъемлемая часть всей национальной поэзии. Это поэзия партийная, патриотическая, героическая. Она выражает чувства народа и в минуты побед, и в годину испытаний, она создает образы героев эпохи и образы самой эпохи.

Такова поэзия Ботева («На прощанье», «Хаджи Димитр»), поэзия Вазова («Эпопея забытых»), поэзия Маяковского («Владимир Ильич Ленин»). Такова всякая поэзия, отобразившая жизнь народа, тревоги времени, борьбу за новую жизнь.

В гражданской поэзии близкого прошлого – в поэзии Яворова, Смирненского, Вапцарова – эпическое проникнуто личным отношением поэта к изображаемому; их творениям не чужды элементы публицистики, а иногда, правда, и шаблона. Однако, гражданская по существу, поэзия этих поэтов обладала подлинной художественной глубиной, как должна обладать ею всякая гражданская поэзия.

Необходимо еще раз напомнить: гражданская поэзия не имеет права быть шаблонной и примитивной. Поэт, стремящийся к гражданственности, должен обладать высокой культурой, общественным воспитанием, законченным художественным мастерством. А поскольку гражданская поэзия стремится выразить национальную жизнь во всей ее глубине, поэту здесь особенно необходима четкость позиций в политике и идеологии.

И вместе с тем такая поэзия должна быть близкой сердцу рядового читателя, доступной его сознанию; она должна быть ясной по языку и художественным образам, лишенной какого бы то ни было идеализма, насыщенной высоким и благородным пафосом. Гражданская поэзия обладает особой поэтикой и образностью; ей присуще внутреннее волнение, отличающее философскую, любовную и вообще интимную лирику. Богатство образов – ее непременная отличительная черта.

Я убежден, что необходимо освободиться от догм и односторонних заблуждений, от взгляда на эстетическое качество как нечто второстепенное для поэзии, в том числе и гражданской поэзии.

Художественность – это душа любого подлинно значительного творения. Пушкин, Лермонтов, Некрасов – вот мастера, у которых надо учиться законам социальной, гражданской поэзии; в их творчестве неразрывно слились личное и гражданское чувство поэта, выразилось все богатство его интересов.

Цитировать

Божилов, Б. Гражданственность – воздух поэзии. За «круглым столом» журналов «Вопросы литературы» и «Литературна мисъл» – поэты Болгарии / Б. Божилов, Б. Димитрова, Л. Стефанова, П. Караангов, А. Стоянов, Г. Джагаров, Е. Багряна, Х. Радевски, Л. Стоянов, М. Исаев // Вопросы литературы. - 1969 - №9. - C. 68-96
Копировать