№1, 1971/Советское наследие

Говорят читатели

ЛЮДИ, СТАЛЬ, КНИГИ

А. ФИЛАТОВ, директор Магнитогорского металлургического комбината имени В. И. Ленина

Помню историю основания индустриального гиганта у горы Магнитной, знаю жизнь каждой домны и, наверное, тысячи и тысячи раз встречался с большинством работников комбината, а вернее, с каждым. Вся моя сознательная биография связана с Магниткой, куда я пришел учеником в числе первых строителей. Помню, какой огромный энтузиазм и всеобщая радость царили в Магнитогорске, когда Михаил Иванович Калинин с трибуны XVII партийной конференции зачитал телеграмму, посланную коллективом комбината: «Получен первый чугун магнитогорской домны номер один. Домна работает нормально. Обслуживающие механизмы работают исправно».

От 30-х до 70-х годов – огромная дистанция. Есть что сопоставить и сравнить. Изменилась техника, произошли колоссальные перемены в экономике; изменились люди, их быт. Все без исключения стали жить богаче и культурнее.

Нет нужды нынче говорить о том, что означала и означает сталь Магнитки для страны. Снаряды, бившие по врагу в пору Великой Отечественной войны, – это сталь Магнитки. Танки, штурмовавшие вражеские позиции, – это тоже сталь Магнитки. О трудовом подвиге Магнитки знает вся страна. В прошлом комбинат вместе со всей страной торжественно отпраздновал выплавку 200-миллионной тонны стали. Продукция комбината поступает в десятки государств, в цехах действует высокопроизводительное современное оборудование, в том числе уникальное. Сталеплавильщики, непрерывно наращивая темпы производства, стремятся давать стране самый дешевый металл. Я вовсе не хочу сказать, что мы уже всего достигли. Нет, у нас много трудностей и нерешенных проблем технического порядка. Для дальнейшего прогресса нужно много и напряженно работать, искать каждодневно и настойчиво.

Что воодушевляет людей в их нелегкой, иногда поистине титанической работе?

На этот вопрос нелегко ответить сразу. Помню, как в 30-х годах мне – тогда еще совсем молодому человеку – попалась на глаза зачитанная книга. На обложке было написано: Николай Островский. «Как закалялась сталь». Прочитал книгу залпом в один присест. Затем достал и другую книгу Островского – «Рожденные бурей». Эти романы потрясли меня своей правдой. Постоянно думал о том, что Павел Корчагин в мои годы уже совершал героические подвиги. Мне, как и моим тогдашним сверстникам, хотелось отбросить все мелкое, бытовое, хотелось походить на Павла Корчагина и его друзей. Мы от всей души завидовали старшим, которые не только помнили, но и были непосредственными участниками героических событий 20-х годов.

Морально-политическое единство советского народа, воспитанного животворными идеями Коммунистической партии, проявившееся с огромной силой в годы Великой Отечественной войны, подготавливалось многими социальными, историческими и экономическими факторами. Литература, замечательные произведения советских писателей, ставшие настольными книгами многих людей, сыграли, несомненно, выдающуюся воспитательную роль. Литература была для нас поистине учебником жизни. Выдающиеся творения советских писателей – романы, повести, рассказы – тесно связаны с жизнью, правдиво и талантливо показывают народную жизнь, активно участвуют в воспитании нового человека, влюбленного в труд, развитого духовно и физически.

Какие книги читаю я и мои друзья-металлурги?

Прежде всего, каждый из нас внимательно, можно сказать, самым ревнивым образом, следит за литературой по специальности. В этой сфере я, как и все, считаю долгом прочесть все новое. Регулярно просматриваю техническую периодику. Но я категорически выступаю против профессиональной замкнутости. Человек, особенно молодой, всегда хочет постигнуть мир во всем многообразии и сложности. И здесь на помощь приходит художественная литература. Я с юных лет люблю стихи Некрасова, многие из них крепко запомнил еще в отрочестве и до сих пор читаю наизусть. Поэзия доставляет мне эстетическое наслаждение. С удовольствием читаю и перечитываю не только отечественную и иностранную классику, но и произведения современной литературы. Мне близки и дороги книги Александра Фадеева, Алексея Толстого, Федора Гладкова… Внимательно слежу за тем, что читает подрастающее поколение. Оно много и жадно читает, спорит о прочитанном, обсуждает, соглашается с литературными героями или осуждает их. Читательские конференции обычно бывают живыми, многолюдными, проходят без казенщины и общих фраз. Иногда выступающие даже проявляют, на мой взгляд, излишнюю горячность.

Но надо сказать откровенно, что и у молодежи, да и у нас, людей старшего поколения, есть серьезные претензии, лучше сказать, пожелания журналам и литераторам. Периодические издания, особенно рассчитанные на юношество, почему-то предпочитают печатать произведения из жизни студенчества или десятиклассников. Конечно, у нас многие учатся. Но как хочется прочитать произведения и о жизни молодых рабочих, написанное живо, увлекательно, со знанием дела!

Мы ищем в художественной литературе не производственные проблемы и не решения технических задач, а высокие образцы для подражания. Нужна серьезная, вдумчивая книга, которая так же бы пленила современное юношество, как пленили меня и моих сверстников в 30-е годы книги Николая Островского. Конечно, писатели не могут проходить мимо темных сторон действительности, наших недостатков и упущений. Я против того, чтобы лакировать действительность. Но у писателя должен быть перед главами идеал, он должен помнить о великой цели, ради которой переживаются я постепенно преодолеваются трудности. Весь гвоздь в произведении – в позиции автора, в его отправных точках. Если писатель стоит на верных идейных позициях, если он любит и знает действительность, которую изображает, и делает это художественно, то можно говорить о любых недостатках, о самых отрицательных явлениях жизни. Нельзя не огорчаться, когда видишь в подрастающем поколении эгоизм, мещанскую расчетливость, равнодушие к окружающим. С каким негодованием об этих пороках говорится на наших рабочих собраниях…

Люблю документальную литературу и исторические мемуары. Читаю их с захватывающим интересом. Стоит ли говорить о том, каким успехом пользуются, например, среди читателей мемуары маршала Г. К. Жукова. Но, право, жаль, что мало увлекательных и правдивых книг о наших индустриальных гигантах. В некоторых местах издаются серии книг по образцу горьковской «Истории фабрик и заводов». Но многие из этих сочинений выглядят как-то казенно, очень похожи одно на другое. Хотелось бы, чтобы к заводской яви, к жизни рабочего класса было приковано внимание наших лучших писателей.

И последнее. Магнитогорцы ценят таких певцов рабочего класса, как Борис Ручьев и Людмила Татьяничева. Пора бы заявить о себе и подрастающему поэтическому поколению. У нас активно действует литературное объединение, но начинающие стихотворцы еще не обрели самостоятельного голоса, их стихи еще не доходят до читателей.

Книга, как и песня, нам строить и жить помогает. Мечтаю о современных произведениях, достойных нашего времени, нашего героического рабочего класса.

 

УЧИТЬ МУЖЕСТВУ И ЧЕЛОВЕЧНОСТИ

А. СЕМЕНОВ, инженер центральной заводской лаборатории автоматизации и производства

По образованию, по профессии я инженер-металлург, и, естественно, основной круг моего чтения составляет специальная литература. На художественную литературу времени остается, увы, куда меньше, чем хотелось бы. Тем большую досаду испытываешь, когда, открывая роман или повесть, в которых отражается жизнь современного производства, – а такие читаешь, понятно, с особым интересом, – обнаруживаешь, что основу его составляет описание сугубо технологических процессов и операций. Порой эти описания выглядят наивными, иногда просто неточными, подчас все в них с точки зрения техники – верно, но от этого мне как читателю тоже становится не легче. Ведь ничего нового я, как инженер-профессионал, из этого не почерпну; думаю, что и читатель-неспециалист тоже вряд ли будет благодарен автору за детально-дотошное изложение процесса, ну, скажем, сталеварения. Не тем ему дорог и не затем нужен мир искусства – в этом я совершенно согласен с автором вашего журнала В. Гейдеко, статья которого «Сталь и шлак» («Вопросы литературы», 1970, N 6) кажется мне полезной и своевременной. Очень точно сказал об этом во время нашей заочной встречи и Е. Мальцев: «От литературы ждут углубленного психологического проникновения в явления жизни… а не беллетристической иллюстрации очередных – пусть важных – хозяйственных решений».

Техническая революция, происходящая ныне на наших глазах, – определяющая черта времени. Сейчас свершаются такие события, которые еще десять лет назад считались фантастическими. А жизнь требует нового, еще более смелого и решительного движения вперед. Темпы прогресса сегодня во многом определяются тем, насколько полно и быстро реализуются рождающиеся научные идеи. Зададимся вопросом: какие факторы влияют на их реализацию?

Знания, техническая грамотность? Безусловно. Но тут дела как раз обстоят, как мне кажется, неплохо. Не говорю о технической интеллигенции – уровень знаний рабочей массы повысился настолько, что грань, которая когда-то разделяла инженера и рабочего, начинает стираться, так что и само-то это понятие – «техническая интеллигенция» – в настоящее время все быстрее теряет свой первоначальный смысл.

Профессиональный навык, умение? И здесь прогресс несомненен. Я, можно сказать, «из молодых» на Магнитке, но ветераны, полагаю, могут засвидетельствовать, насколько нынешний уровень профессиональной подготовленности рабочего отличается от прежнего.

Но реализация тех самых идей, открытий, о которых я говорил, зависит вовсе не только от этих факторов. Очевидно, что тут важную роль играет и нравственная, человеческая сторона технического прогресса. Не только техническая грамотность, но целый комплекс человеческих качеств: принципиальность, решительность, мужество, энтузиазм, умение работать с людьми – всего не перечислишь, – требуется от сегодняшних производственников. Этим качествам может и должна учить нас художественная литература. И для меня, как для инженера, не только интереснее, но и куда поучительнее читать не об элементах работы мартеновской печи, а о тех конфликтах, которые возникают внутри коллектива того же мартеновского цеха, – конфликтах между прогрессивными идеями и носителями их и бюрократизмом, равнодушием, зазнайством, всем тем, что еще столь нередко встречается в нашей жизни и нашей работе. Именно в этой борьбе, я думаю, рождаются и закаляются подлинно современные характеры. Уловить момент этого рождения, показать людям высокий пример такого характера – первое дело литературы. Сегодня я с благодарностью вспоминаю имена Владимира Устименко из трилогии Ю. Германа, Дмитрия Бахирева из николаевской «Битвы в пути», Андрея Лобанова и Сергея Крылова из произведений Д. Гранина «Искатели» и «Иду на грозу». Их образы, опыт их жизни многому научили и учат меня. Учат прежде всего принципиальности, учат умению бороться за свои взгляды, учат мужеству. А мужество необходимо ведь и в мирное время…

Произведения, в центре которых стоят названные мною герои, появились несколько лет назад. Не знаю, может быть, я не смог проследить за всеми новинками текущей литературы, но мне что-то за последнее время не приходилось встречаться с литературными персонажами, которых я мог бы поставить в ряд с перечисленными мною. У меня тоже такое ощущение, что слишком много стало появляться в литературе средних писателей, что редко появляется в ней настоящий герой, достойный подражания. Понизился и интеллектуальный уровень книг – и это в наше-то время, когда рабочий на производстве не «вкалывает», а мыслит!..

 

ЧТО ЧИТАЕТ РАБОЧИЙ

В. КАКОНИН, инженер-социолог

Как инженер-социолог, я обязан говорить о рабочих, интересы которых мы изучаем по роду своей работы. Мы живем в эпоху бурного технического прогресса и понимаем, что темпам технического прогресса должны соответствовать темпы развития сознания людей. Отсюда возникает необходимость постоянного изучения интересов, взглядов людей, постоянного внимания к духовной стороне жизни рабочего. Только таким образом можно вовремя обнаружить соответствие или диспропорцию между темпами технического развития и общественного сознания. Нам важно постоянно знать настроение человека, которое во многом определяет его отношение к труду. Разумное хозяйствование предполагает высокое сознание у человека, человек должен чувствовать себя соучастником управления производством и управления коллективом, чувство хозяина должно быть развито у каждого рабочего. Нас глубоко интересует отношение рабочего к коллективу, ибо одно из основных положений Программы партии состоит в том, чтобы воспитывать человека всесторонне развитого, с высоким коммунистическим сознанием. Что такое коммунистически сознательный человек? Это человек, знающий нормы и правила поведения в коммунистическом обществе. Это человек, осознающий высокую социальную ответственность за общество.

Воспитание такого рода сознания – очень сложное дело. Чтобы его добиться, нужно преодолеть многие противоречия. Социологические исследования показывают, что почти все члены нашего коллектива хорошо знают пункты морального кодекса, а элементарных правил поведения порой не соблюдают. К таким людям относится та самая категория прогульщиков, лодырей, пьяниц, которым мы объявили беспощадную борьбу.

Но есть противоречия, связанные с характером производства и условиями труда. Они находятся постоянно в поле зрения дирекции комбината и особенно партийной организации. Я хочу сказать о противоречиях между интересами части молодежи и интересами производства. Пока молодежь получает общее образование в школе, проходит производственное обучение в цехах и школах технической подготовки, ей усиленно прививают такие качества, как творческое отношение к порученному делу, любовь к интеллектуальному труду, ориентируют на овладение знаниями, на получение высшего или среднего образования. Но когда молодые люди приходят в наш коллектив, то зачастую комбинат не может удовлетворить интересы молодых рабочих, ставит их на ручной и тяжелый физический труд, что обусловлено необходимостями производства. Молодой рабочий покидает наше предприятие, потому что не может реализовать тут воспитанные у него стремления, интересы. Отсюда текучесть кадров и нехватка рабочей силы. Возникают такие проблемы, как проблема комплектования ремонтных и вспомогательных цехов, не говоря уже о том, что никто сейчас не хочет работать уборщицей. Самая мысль творческих работников комбината направляется на то, чтобы ликвидировать все виды «непривлекательного» труда, которого еще немало на комбинате.

Чего мы ждем от литературы, как представляем себе ее задачи? Литература должна ставить на всеобщее обсуждение острые проблемы, помогать решать их или хотя бы заставить людей задуматься о них. А именно этих качеств не хватает многим книгам. Отсутствуют в них яркие образы, такие, которые могли бы стать воспитательным примером для молодежи. Ведь каждая эпоха дает образец, по которому молодежь проверяет себя. Нам нужен литературный образ, на котором бы мы учились, который давал бы четкое представление о необходимых для нашего времени «параметрах» личности. Когда недостает подлинно художественных книг, люди привыкают к «легкому» чтению, к поверхностному юмористическому и занимательному чтиву. Конечно, следует учитывать и то, что труд на комбинате тяжелый. Металлурги отдают работе много физической и нервной энергии. Они знают жизнь, потому им так важны бывают произведения искусства, в которых ставятся не вымышленные, а реальные проблемы, ну хотя бы те, что поставлены – правда, еще робко – в фильмах «Обвиняются в убийстве», «Мама вышла замуж». В них серьезнейшие проблемы вынесены на суд общественности. Это очень хорошо.

Открыто ставить наиболее острые и актуальные проблемы жизни – такова первоочередная задача нашего искусства. Большую» пользу в этом смысле приносят читательские конференции, встречи с литераторами, социологические исследования.

Для изучения интересов нашей молодежи мы провели анкету, состоящую из трех вопросов: «Ваше любимое занятие в свободное время? Какую литературу Вы читаете? Какие читаете газеты и журналы?»

Один из вариантов ответа на вопрос: «Ваше любимое занятие в свободное время?» – был: «Чтение художественной литературы». Любителей литературы среди опрошенной молодежи оказалось 60 процентов.

«Места» по жанрам распределились так (в порядке снижения популярности): советский роман, научная фантастика, исторический роман, современная поэзия, русская классика, научно-техническая литература.

Большой интерес читатели проявляют к советскому роману. Его доля в чтении молодежи, у которой образование десять – одиннадцать классов и выше, – 55 процентов. Общественно-политическая литература также привлекает многих читателей. Мы получили такой любопытный вывод: интерес к общественно-политическим проблемам независим от социальной принадлежности читателей, – рабочий он, инженер или служащий – все читают эту литературу с равным интересом.

Молодые рабочие любят литературу о жизни и деятельности Маркса, Ленина, о комсомоле. Их горячо интересует жизнь страны и международные проблемы. Кстати сказать, на книжных полках ощущается значительный недостаток в книгах о жизни молодежи капиталистических стран. Они в библиотеках нарасхват. Нашим рабочим хочется знать, как живет, о чем думает его сверстник и коллега за рубежом…

Хорошо читается центральная и местная пресса, но центральная читается больше.

Цитировать

Лысенко, М. Говорят читатели / М. Лысенко, П. Грищенко, В. Закандаев, А. Семенов, В. Каконин, В. Соколов, А. Филатов, Г. Марков // Вопросы литературы. - 1971 - №1. - C. 51-72
Копировать