№5, 2008/Полемика

Готов объяснить

В письме в редакцию журнала «Вопросы литературы» руководитель Федерального архивного агентства Российской Федерации (Росархива), доктор исторических наук, член-корреспондент Российской академии наук В. Козлов обращается с просьбой: «Прошу оставить в моем письме большую цитату (с не менее большой ссылкой)» из статьи Л. Максименкова. Выполняя это пожелание и публикуя письмо целиком, редакция не обратила внимание читателей журнала на тот факт, что В. Козлов произвольно купировал «большую цитату» из «большой ссылки» в моей статье, не указав на выемку текста общепринятыми в подобных случаях угловыми скобками с отточием. Поскольку купированию подвергся ключевой иллюстративный элемент из полемики оппонента с автором статьи – выходные данные проблематичного архивного документа и его археографическое описание, – то к письму В. Козлова необходим комментарий.

Непосвященному читателю может показаться, что в письме приводятся два архивных шифра из коллекции Федерального российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ, в 1991 – 1997 годах – РЦХИДНИ, а до 1991 года – всемирно знаменитого Центрального партийного архива Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС). Первый шифр действительно соответствует моему тексту: РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 84. Д. 115. Л. 20. Второго шифра в моей статье в форме, приводимой В. Козловым, нет. Нет, потому что его не существует в природе вещей: «РГАСПИ…. Д. 83…».

Подобная методика, выходя из-под пера руководителя Росархива, не может не вызвать удивления. Что означает «РГАСПИ…. Д. 83…»? В российских архивах – федеральных и ведомственных, открытых и закрытых, провинциальных и столичных – хранятся десятки миллионов архивных документов в миллиарды листов. Архивный шифр или выходные данные каждого из них – это не просто идентификационные номера, паспорта или ИНН. Без шифра работнику архива и исследователю невозможно найти нужный документ, а тем более пройти по следам коллег. Название архива, номер фонда, описи, дела (единицы хранения), листа – все это своеобразный уникальный адрес в огромной вселенной материализованной человеческой памяти с ее континентами, странами, городами, улицами, домами, квартирами. Побывав в такой «квартире» (документе) или в «доме» (деле), исследователь или работник архива оставляет в «листе использования единицы хранения» (своеобразной книге гостей и посетителей) памятную запись: дата, тема работы, характер и содержание записи, лист N…, фамилия исследователя (разборчиво), какой организацией направлен (цитируется бланк советских времен, который по сей день сопровождает каждое архивное дело). Здесь же делаются отметки о ксерокопировании документа, а в идеале – отмечается факт его последующей публикации в сборнике документов, в научном журнале или в периодике. Если фамилия публикатора в листе использования отсутствует, и к тому же при публикации текст приводится с неправильным шифром, – то конечный продукт падает в цене, девальвируется, а подчас и саморазрушается.

Полемическая сноска в моей статье обращала внимание именно на частный факт того, что приведенный в книге В. Козлова «Обманутая, но торжествующая Клио» фрагмент письма В. И. Анучина И. В. Сталину и его факсимильной иллюстрации (М.:

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2008

Цитировать

Максименков, Л. Готов объяснить / Л. Максименков // Вопросы литературы. - 2008 - №5. - C. 69-72
Копировать