№5, 2008/Книжный разворот

Франческо Петрарка и европейская культура

Очередной коллективный труд Комиссии по культуре Возрождения научного совета «История мировой культуры» РАН можно было бы назвать «Милость Петрарки». В статье Р. Хлодовского, открывающей эту книгу, Петрарка предстает человеком, вдохнувшим жизнь в «мертвый лавр». Занятие искусством было для поэта не бегством от страданий, но проявлением непостижимого мужества перед лицом жизненных трагедий.

В статьях Р. Фубини и К. Эненкеля, исследующих полемический и критический характер гуманизма Петрарки, показывается, что созданный образ поэта основан на идее подражания и взывает к подражанию, но при этом творчество не сводится к воспроизведению или созданию готовых образцов. Новаторство поэта вскрывает статья Н. Мингалеевой, посвященная учению Петрарки о добродетелях. Его моральные утверждения, несмотря на некоторую афористичность, никогда не становятся простым речевым жестом, позволяющим уклониться от житейских трудностей. Эти. утверждения – ответственные реплики в серьезном жизненном споре. Ф. Ла Браска в скрупулезном исследовании сравнивает «концепции славы» у Овидия и Петрарки и отмечает существенное различие: Овидий готов пожертвовать ради славы литературными привычками, этикетными формулами, а Петрарка может отказаться даже от привычных образов славы, уповая только на понимание потомков. Основной вывод статьи состоит в том, что в отличие от Овидия, ограничивающегося обновлением формы, Петрарка, с его радикализмом, создает предпосылки к новому пониманию личности. Дж. Креватин, рассматривая историографические сочинения Петрарки, отмечает, что тот проводил своеобразный отбор фактов: его интересовали яркие лица и яркие события, и ничего больше.

Очерк Н.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2008

Цитировать

Марков, А.В. Франческо Петрарка и европейская культура / А.В. Марков // Вопросы литературы. - 2008 - №5. - C. 358-359
Копировать