Государственный Литературный музей, Москва
Литературные музеи стали возникать в конце ХIХ века. Первым открылся в Германии музей Шиллера. В России появились музеи Пушкина, Лермонтова, Толстого, Чехова… После революционного разгула, когда сожжены и разграблены были многие дворянские усадьбы, возникающие литературные музеи (квартиры, дома, усадьбы, заповедники) в новых идеологических рамках исподволь оберегали культуру русского прошлого. Этот пример иной жизни уже нельзя было уничтожить — музеи теперь охраняло государство. Там собирались, сохранялись и сберегаются сегодня рукописи, книги, картины, фотографии, вещи — бесценные свидетельства, ставшие достоянием России. Разбросанные по всей литературной карте страны — от Мурманской области (музей Венедикта Ерофеева) до Сахалина (музеи А. П. Чехова) — сотни больших и малых, федеральных и муниципальных литературных музеев остаются островками культуры, к которым тянутся местные жители, знающие наизусть биографии своих знаменитых земляков.
Музеи выступают одновременно научными центрами и «культурными гнездами», хранящими культуру независимо (подчас вопреки) от степени финансирования их деятельности. Вспомним слова Дмитрия Сергеевича Лихачева: «Музейщики — последние святые на русской земле».
Так совпало, что, когда мы уже готовили материалы к публикации, в прессе вдруг разгорелась дискуссия о необходимости, условиях и смысле существования литературных музеев. Одни призывали все закрыть за исключением двух-трех, поскольку «многие музеи производят убогое впечатление» (Д. Быков), другие отстаивали их ценность для страны, народа, российского и всемирного исторического наследия, призывая финансистов и государственные структуры поддерживать энтузиастов и подвижников от культуры или хотя бы не мешать им работать. Мы привыкли повторять, что культура не кормит, но в мире есть масса примеров тому (в том числе и в нашей стране), что возникающие музеи создают рабочие места и становятся притягательными для многих.
Мы благодарны руководству Государственного Литературного музея за помощь в подготовке первой публикации этой рубрики. Редакция намерена не только рассказывать об истории, судьбах, современной жизни литературных музеев, но и публиковать бесценные архивные материалы из музейных коллекций — российских и иностранных.
Е. МИХАЙЛОВА
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ, Москва
Государственный Литературный музей был создан в 1934 году. Его первым директором и собирателем стал Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич (1873-1955), старый большевик, один из главных культуртрегеров новой власти, лично близкий Ленину. Его партийные связи позволили ему спасти многие ценности, которые бы иначе неминуемо погибли. Работавшие с Бонч-Бруевичем сотрудники рассказывали, что комплектование он вел «широким неводом», опираясь не только на свои связи, но и на незаурядное чутье и эрудицию. Однажды он отправил сотрудников в одну семью — из «бывших». Возвращаются они и рассказывают, что в этом доме хранится большое количество писем друзей и родственников в плетеной бельевой корзине, мол, ничего интересного. Все больше о варке варенья, мелких сплетнях, девичьих сетованиях на нелюбезность кавалеров… Варенька — Машеньке, Машенька — Вареньке и т. п. Спрашивает он посланцев: «А какие фамилии корреспондентов?» Назвали ряд фамилий, и Бонч-Бруевич немедленно распорядился: «Срочно забираем корзину и покупаем архив не глядя!» На дне бельевой плетенки были обнаружены шесть писем Пушкина.
За семь лет (до начала войны) было собрано более трех миллионов единиц хранения — рукописи, книги, документы, фотографии, предметы живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, мемориальные вещи. Тогда же Литературный музей стал профессиональным центром музейного дела в области литературы, началась научная и издательская деятельность. Многие издания тех лет — пример публикации и комментирования архивных материалов: «Звенья», сборник материалов и документов по истории литературы и общественной мысли под редакцией В. Бонч-Бруевича и А. Луначарского; Летописи ГЛМ:
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2010