Не пропустите новый номер Подписаться
№4, 2020/Век минувший

Горький как редактор собственных текстов (на материале очерка «В. И. Ленин»)

Тема «Горький—редактор» неоднократно разрабатывалась в литературоведении и стала одной из центральных тем в мемуарной литературе, посвященной этому писателю. Процесс редактирования Горьким собственных произведений также не остался без внимания, хотя этому аспекту больше усилий посвятили текстологи, готовя произведения писателя для академических изданий и давая как различные редакции того или иного сочинения, так и приводя в комментариях наиболее значительные разночтения, сопоставляя рукописные и печатные варианты.

Надо заметить, что в этом случае выводы, как правило, не формулировались, что обусловлено спецификой текстологической науки. Обобщения предоставлялось делать литературоведам. Однако нет необходимости пояснять, насколько литературоведение советской эпохи находилось под прессом идеологии, тем более когда речь шла о центральных фигурах официального литературного пантеона, где едва ли не первым числился Горький.

Сказалось это обстоятельство, в частности, и на интерпретации очерка «В. И. Ленин», имевшего, как принято считать, две редакции. И если первую редакцию характеризовали как идеологически невыдержанную, изобилующую грубыми неточностями и даже ошибками в оценке тех или иных исторических фактов, явлений и персонажей, то вторую редакцию принимали как одно из эталонных произведений ленинианы. Такое мнение широко растиражировано, а потому считается неким общим местом, что в особых доказательствах и не нуждается. По тем же причинам, а также потому что специальное сопоставление двух редакций очерка может привлечь интерес к фактам, явлениям и персонажам, о которых лишний раз старались не упоминать, вопрос о редакторской работе автора над этими текстами не поднимался. Считалось, что Горький значительно переработал очерк. И данная формулировка представлялась достаточной. Но именно вопрос о том, как и что было сделано писателем в качестве редактора собственного текста, тут весьма уместен.

Очерк Горького интересен по нескольким причинам. Первая и, как представляется, наиболее важная: это произведение, созданное вскоре после смерти вождя революции, заложило основы и дало основные параметры «ленинского мифа», подхваченного и активно разрабатывавшегося во все время существования советского государства. Тут уже присутствуют ставшие впоследствии хрестоматийными формулировки «прост, как правда» (рабочий о Ленине), «изумительная, нечеловеческая музыка» (Ленин о Бетховене), «матерый человечище» (Ленин о Льве Толстом).

Причина вторая, отчасти входящая в противоречие с первой: Ленин нарисован Горьким как личность весьма экстравагантная, чуть ли не клоун от политики (об этом убедительно говорится в эссе И. Осипова «Москва—Кремль—бревно» [Осипов 2017]). При этом очерк был написан вскоре после смерти Ленина и являлся фактически некрологом, о чем свидетельствует уже фраза, которой открывается текст: «Владимир Ленин умер». Очерк увидел свет в журнале, но был затем категорически отклонен редактором готовившегося сборника воспоминаний о вожде. Горький, чтобы очерк все-таки попал в упомянутый сборник, провел работу над текстом. Характер этой работы и кажется нам достойным интереса.

Несмотря на то что очерк был значительно расширен и стал почти вдвое больше по объему, дописаны отдельные фрагменты, появились персонажи, которые прежде отсутствовали (Парвус, Ладыжников и др.), по нашему мнению, следует говорить не о переработке текста, а о его редактуре. Горький пытается сохранить основные положения и эпизоды, смягчая их, иногда опуская кое-какие фрагменты, как бы переводя смысл таких купированных фрагментов в подтекст, но сделав при том прямую отсылку к исходному тексту: «То, что написано мною о нем вскоре после его смерти,—написано в состоянии удрученном, поспешно и плохо. Кое-чего я не мог написать по соображениям «такта», надеюсь вполне понятным» [Горький 1974: 8].

Отсылка эта и критическая оценка написанного заставляют исследователя вспомнить еще об одном важном моменте. Редакторская работа над текстом вызвана не только обстоятельствами, связанными с изданием сборника воспоминаний о вожде. Работа началась сразу после завершения первой редакции очерка, который в рукописи имел название «Человек»;

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2020

Литература

В. И. Ленин // Полн. собр. соч. Художественные произведения в 25 тт. Т. 20: Рассказы, очерки, воспоминания. 1924–1935 / Под ред. Л. Леонова. М.: Наука, 1974. С. 7–49.
В. И. Ленин // Полн. собр. соч. Варианты к художественным произведениям. Т. 6: Варианты к томам XIX–XX. 1917–1936 / Под ред. Л. Леонова. М.: Наука, 1978. С. 245–263.
Москва—Кремль—бревно // Литературная Россия. 2017. 22 сентября. URL: https://litrossia.ru/item/10355-moskva-kreml-brevno/
(дата обращения 22.05.2020).

Цитировать

Годенко, Н.М. Горький как редактор собственных текстов (на материале очерка «В. И. Ленин») / Н.М. Годенко // Вопросы литературы. - 2020 - №4. - C. 121-128
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке