Не пропустите новый номер Подписаться
№4, 2020/Книжный разворот

Карамзин-писатель: Коллективная монография

Один из заметных юбилеев последних лет—250-летие Н. Карамзина, отмечавшееся в 2016 году. Тогда писали и говорили о карамзинском «новом слоге», «Истории Государства Российского», личности ее автора и его влиянии на язык, общественную мысль и отечественную культуру в целом, но не так уж часто вспоминали, что прежде всего он был писателем. Поэтому особого внимания заслуживает международная научная конференция с лаконичным названием «Карамзин-писатель», которую провел Институт русской литературы Российской академии наук (Пушкинский Дом) в Санкт-Петербурге 6–8 октября 2016 года. Докладчики прибыли не только с родины писателя (Симбирска, ныне Ульяновска), не только из Петербурга и Москвы, где «русский путешественник» провел большую часть жизни, но и из многих стран мира: Польши, Болгарии, Германии, Франции, Италии, Англии, США и даже Японии. Оказалось, что, хотя широкого читателя художественное творчество сентиментального автора привлекает не слишком, научное сообщество им живо интересуется.

Одноименная коллективная монография, подводящая итог конференции, представляет большой интерес и относится к числу значительных и ярких литературоведческих исследований, вышедших недавно. Филологический уровень издания весьма высок, впечатляет уже состав участников: представлены статьи не только авторитетных исследователей творчества Карамзина, но и ряда почтенных ученых, специализирующихся в иной области, внесших при этом свой ценный вклад в изучение основной темы сборника. Таковы, например, детальные изыскания, предпринятые П. Заборовым («»Русский путешественник» в парижской большой опере») и С. Николаевым («Поэтологический контекст «Меланхолии» Н. Карамзина»). Издание выполнено с образцовой тщательностью, в лучших академических традициях.

Не менее замечательна, чем содержание монографии (о котором ниже), ее композиция. Редакторы издания Н. Кочеткова, А. Веселова и Р. Бодэн создали из разнородного, на первый взгляд, материала цельный научный труд с оригинальной и убедительной концепцией, выстроенный одновременно по законам жесткой логики, симметрии—и изящно, прихотливо, со вкусом и остроумием,—одним словом, в духе изучаемой эпохи, что далеко не всегда достигается в изданиях подобного рода. Между главами с определенной периодичностью возникают смысловые переклички, которые, к сожалению, нет возможности рассмотреть в краткой рецензии.

Композиция монографии циклическая. Начинается том с введения, в котором Н. Кочеткова дает впечатляющий обзор изучения творчества Карамзина в последние десятилетия и намечает круг актуальных проблем в этой области литературоведения. Далее следует ряд публикаций о связях Карамзина с традициями XVIII века. Заканчивается книга, помимо итогового заключения, интересными статьями Л. Сапченко о карамзинских юбилеях и А. Веселовой о научной и творческой концепции В. Сиповского, которая содействовала одновременно постижению сущности произведений Карамзина и формированию его репутации. Создавая таким образом тематическую рамку, внутри которой располагаются прочие главы, начальные и финальные статьи вместе с тем размыкают узкоспециальный сборник, встраивая его материал в универсальный контекст и временную перспективу: сначала уводя от наших дней в эпоху Просвещения, затем возвращая читателя к современности и подчеркивая органическую непрерывность исторического процесса.

Монография состоит из шести частей, строго симметрически противопоставленных друг другу: в первых трех речь идет о художественном творчестве Карамзина (о «Письмах русского путешественника», принесших ему славу, о его повестях и поэзии), в следующих трех—о литературных связях (переводах, перекличках с произведениями современников и представителей последующих поколений).

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2020

Цитировать

Гуськов, Н.А. Карамзин-писатель: Коллективная монография / Н.А. Гуськов // Вопросы литературы. - 2020 - №4. - C. 276-282
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке