№7, 1968/Литературная жизнь

Горький и современность

25 – 26 марта с. г. в Москве состоялась юбилейная сессия «Горький и современность», организованная Отделением литературы и языка Академии наук СССР и Институтом мировой литературы имени А. М. Горького. В работе сессии, кроме советских литературоведов из разных городов и республик, приняли участие литературоведы других социалистических стран.

«Юбилей Горького является для нас выдающимся национальным праздником – праздником для всех народов Советского Союза», – сказал, открывая сессию, Б. Сучков. Это настроение праздничности, объединившее советских и зарубежных ученых, отнюдь не помешало деловому рассмотрению актуальнейших проблем горьковедения.

Горький как огромное явление мировой («планетарной», если воспользоваться горьковским словом) культуры, как вечно живая сила человеческого духа, оплодотворенная самыми передовыми идеями эпохи и в свою очередь оплодотворяющая духовную жизнь современного человечества, продолжающая вести бой против косного и отжившего, – такова, в нескольких словах, «генеральная линия» сессии.

В докладе В. Щербины «Горький: концепция мира и искусства» великий писатель показав как символ творческих возможностей социализма, новаторских особенностей искусства, рожденного революцией, мастер того «художественно-интеллектуального синтеза», который служит образцом трактовки коренных вопросов духа «в их всечеловеческой природе и вместе с тем в их исторической определенности». Один из замечательных уроков Горького связан с его умением изобразить не только процесс «отчуждения» личности, но и его преодоления. Отсюда своеобразие горьковского мира – «борьба, утверждение, героика, будущее». Этим Горький резко противостоит современным буржуазным «учителям жизни», которые пытаются превратить «отчуждение» в универсальную категорию, в доказательство извечной и непреодолимой «абсурдности» бытия.

В докладе «Горький и вопросы современной эстетики» А. Мясников сосредоточил главное внимание на особенностях подхода Горького к сложной диалектике объективных и субъективных факторов в искусстве. Он убедительно показал, что эстетика великого писателя направлена как против бездушной «литературы факта», так и против агностицизма и релятивизма в искусстве.

Остро полемичным был доклад Б. Бялика «Эстетика Горького и принципы социалистического реализма» (см. «Вопросы литературы», 1968, N 3). Он выступил против концепции романтизма как особого течения или метода в социалистическом искусстве. Горьковская формула о революционном романтизме как «псевдониме социалистического реализма» кажется В. Бялику незыблемой.

Цитировать

Жегалов, Н. Горький и современность / Н. Жегалов // Вопросы литературы. - 1968 - №7. - C. 239-240
Копировать