№3, 2008/В шутку и всерьез

Глубинное каламбурение (Краткий курс истории литературы)

Часть первая.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

О форме и содержании

Что говорит поэтика про форму?

Нелепо видеть в ней одну проформу.

Но очень грустно, если содержанье

У формы, так сказать, на содержанье

 

О фривольном жанре

Эротику не путай с порно!

(Хотя порой отличье спорно).

 

Разговор с одой об оде

«В чем же, ода, смысл твой просодический?» –

я пытал ее и так и сяк.

Та в ответ: «Смешной вопрос. Одический

Жанр совсем со временем иссяк.

Никуда теперь не суйся с одою.

В новой для себя тружусь я сфере –

Я пою: Не мойте чашки содою,

Мойте чашки и тарелки с «Ферри»!»

 

О басне

В басне – то же самое, что в притче,

Разве что сюжет у первой прытче.

Истина лишь раз остра, – а снова

Всуе повторенная, что вата.

Басенная мудрая основа

Скукою банальности чревата

Мы все эти строки намарали,

Чтоб остановиться на морали:

Помни, баснописец, – чтоб леченье

вправду исцелить могло порок,

ты не должен в вечном обличенье

преступать разумности порог.

 

О метафорах

Могли б адекватно, понятно, умно жить,

Знать, что судьбоноснее: это ли, то-то, –

Но все-то гипербола хочет умножить,

И все приуменьшить мечтает литота.

 

О фабуле и сюжете

Лапидарною строфабыла –

В ней таилась только фабула;

дальше – больше: весь уже там

событийный ход с сюжетом.

 

О криминальном чтиве

Посвящается телесериалу «Каменская»

Сочиняя роман, начинайте с пролога вы:

Древность – предки бросают княжон из ладей…

А потом – современность: про деньги, про логово,

Где заложников прячет пижон и злодей.

Будет эту интригу расследовать сладкая

Прокурорша – и что тут гадать на бобах:

Дома – с мужем, с уборкой, с кастрюлею, с латкою,

А в бою – амазонка: с колена – бабах!

И накроют ребята злодея в укрывище,

И пойдет прокурорша со службы домой,

Чтоб любимого мужа баюкать, укрыв еще

Пледом сверх одеяла: хоть хилый, да мой!

 

О литературоведческой конференции

Одни доклад внимательно прослушали,

Другие проболтали и прослушали,

Но и вторые, что ушами хлопали,

Докладчику не меньше первых хлопали.

 

Разговор поэта с критиком

– Хочу стихами вас порадовать!

– Оценку, стало быть, пора давать…

– Начнем? «О Русь, в родстве я с нею!»

– А Блок сказал куда яснее.

– «Нет, цель не в том, чтоб почитали!»

– Вы б Пастернака почитали!

– «»Ом» для поэзии – знак омуля!»

– Вы с Хлебниковым не знакомы ли?

– Так что ж, конец моим стихам?

– Конец.

– А вы отчастихам.

 

Об авторах

Жалкий свой уход на дно итожа,

авторы поют одно и то же –

выдает нелепый гонор ария

о желательности гонорария.

 

О семантике

Смысл до нас доходит через слово.

Но до нас доходит через слово.

ЭЗОП

Прочти Эзопа! Острый разум

Ты обретешь при этом разом.

А не прочтешь Эзопа ты –

Познаешь все из опыта.

 

Часть вторая. ПЕРСОНАЛИИ

 

Г. Р. ДЕРЖАВИН

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Г. Державин

Все стихи Державина

нынешней державе на…

 

И. А.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2008

Цитировать

Голь, Н. Глубинное каламбурение (Краткий курс истории литературы) / Н. Голь // Вопросы литературы. - 2008 - №3.
Копировать