№3, 2008/Юмор

Глубинное каламбурение (Краткий курс истории литературы)

Часть первая.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

О форме и содержании

Что говорит поэтика про форму?

Нелепо видеть в ней одну проформу.

Но очень грустно, если содержанье

У формы, так сказать, на содержанье

 

О фривольном жанре

Эротику не путай с порно!

(Хотя порой отличье спорно).

 

Разговор с одой об оде

«В чем же, ода, смысл твой просодический?» –

я пытал ее и так и сяк.

Та в ответ: «Смешной вопрос. Одический

Жанр совсем со временем иссяк.

Никуда теперь не суйся с одою.

В новой для себя тружусь я сфере –

Я пою: Не мойте чашки содою,

Мойте чашки и тарелки с «Ферри»!»

 

О басне

В басне – то же самое, что в притче,

Разве что сюжет у первой прытче.

Истина лишь раз остра, – а снова

Всуе повторенная, что вата.

Басенная мудрая основа

Скукою банальности чревата

Мы все эти строки намарали,

Чтоб остановиться на морали:

Помни, баснописец, – чтоб леченье

вправду исцелить могло порок,

ты не должен в вечном обличенье

преступать разумности порог.

 

О метафорах

Могли б адекватно, понятно, умно жить,

Знать, что судьбоноснее: это ли, то-то, –

Но все-то гипербола хочет умножить,

И все приуменьшить мечтает литота.

 

О фабуле и сюжете

Лапидарною строфабыла –

В ней таилась только фабула;

дальше – больше: весь уже там

событийный ход с сюжетом.

 

О криминальном чтиве

Посвящается телесериалу «Каменская»

Сочиняя роман, начинайте с пролога вы:

Древность – предки бросают княжон из ладей…

А потом – современность: про деньги, про логово,

Где заложников прячет пижон и злодей.

Будет эту интригу расследовать сладкая

Прокурорша – и что тут гадать на бобах:

Дома – с мужем, с уборкой, с кастрюлею, с латкою,

А в бою – амазонка: с колена – бабах!

И накроют ребята злодея в укрывище,

И пойдет прокурорша со службы домой,

Чтоб любимого мужа баюкать, укрыв еще

Пледом сверх одеяла: хоть хилый, да мой!

 

О литературоведческой конференции

Одни доклад внимательно прослушали,

Другие проболтали и прослушали,

Но и вторые, что ушами хлопали,

Докладчику не меньше первых хлопали.

 

Разговор поэта с критиком

– Хочу стихами вас порадовать!

– Оценку, стало быть, пора давать…

– Начнем? «О Русь, в родстве я с нею!»

– А Блок сказал куда яснее.

– «Нет, цель не в том, чтоб почитали!»

– Вы б Пастернака почитали!

– «»Ом» для поэзии – знак омуля!»

– Вы с Хлебниковым не знакомы ли?

– Так что ж, конец моим стихам?

– Конец.

– А вы отчастихам.

 

Об авторах

Жалкий свой уход на дно итожа,

авторы поют одно и то же –

выдает нелепый гонор ария

о желательности гонорария.

 

О семантике

Смысл до нас доходит через слово.

Но до нас доходит через слово.

ЭЗОП

Прочти Эзопа! Острый разум

Ты обретешь при этом разом.

А не прочтешь Эзопа ты –

Познаешь все из опыта.

 

Часть вторая. ПЕРСОНАЛИИ

 

Г. Р. ДЕРЖАВИН

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Г. Державин

Все стихи Державина

нынешней державе на…

 

И. А. КРЫЛОВ

Был строг венком наяд овитый

Крылов, мужчина ядовитый.

Умел судить он об изъяне

Любом: о дуре-обезьяне,

О хитрых лисах, об умишке,

Не слишком развитом у мишки.

Ему в строку – любое лыко:

Вот царь зверей не вяжет лыка,

Вот кто-то хвалит петуха…

Им даже суп воспет (уха)…

Вот и посажен дедИван

На постамент, как на диван.

И. И. КОЗЛОВ

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он…

И.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2008

Цитировать

Голь, Н. Глубинное каламбурение (Краткий курс истории литературы) / Н. Голь // Вопросы литературы. - 2008 - №3.
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке