Франц Грильпарцер. Автобиография
«Грильпарцер – что за дьявольское имя! Однако потомкам придется научиться его произносить», – записал лорд Байрон в своем дневнике после прочтения драмы Грильпарцера «Сафо». «Поэт Грильпарцер… Я всегда ненавидел это имя. Написанное от руки, я еще могу его переносить, напечатанное, оно меня ужасает. Имена такого рода не могут остаться в памяти, что бы там ни говорил лорд Байрон», – отреагировал сам Грильпарцер.
К счастью, прав оказался Байрон. Имя великого австрийского классика не забылось. Для Австрии Грильпарцер – то же, что для Германии – Гете, для России – Пушкин. Создатель национальной классической литературы. Его стихи учат австрийские дети в гимназий. Его драмы не сходят со сцены Бургтеатра.
Но и для России Грильпарцер не чужой. В свое время оживленную полемику в литературных кругах вызвал перевод первой трагедии Грильпарцера «Праматерь», сделанный Блоком. Написанная на рубеже XVIII – XIX веков, «Праматерь» показалась Блоку необычайно актуальной в эпоху «безвременья», в которое погрузилась Россия в начале XX века. «Когда читаешь историю Германии и Австрии с Венского конгресса до революции 1848 года, становится страшно не столько за неумудренность горьким опытом политических деятелей, сколько за те повторения, которыми дарит нас история», – написал русский поэт в предисловии к переводу.
Произведения Грильпарцера по-новому прочитываются в переломные эпохи.
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №2, 2007