№4, 2004/Зарубежная литература и искусство

Феномен поэта-критика. Лекции о метафизической поэзии Т. С. Элиота

В разговоре о метафизической поэзии упоминание имени Т. С. Элиота неизбежно. Именно ему XX век обязан столь близким знакомством с английскими поэтами-метафизцками XVII века, тем фактом, что их поэзия сделалась обязательным университетским знанием. «Открытие» поэтов- метафизиков совершалось до и помимо Элиота1, но только его энергия, страстная увлеченность их творчеством, а также сила его слова заставили пересмотреть историю английской поэзии и заговорить о метафизической поэзии в других литературах. Более того, само понимание метафизической поэзии XVII века сложилось под знаком идей Т. С. Элиота.

Реконструируя круг понятий, связанных с этим явлением, И. Шайтанов писал: «То, что прежде лишь для редких ценителей (подобных С. Т. Колриджу) было чем-то большим, чем стилистическим курьезом, приобрело значение культурного рубежа2. Элиот отвел английским поэтам- метафизикам особое место в истории развития западного сознания, сущность которого он определил как disintegration of the intellect – распадение, утрату целостности интеллекта, человеческой способности к познанию.

Когда после Первой мировой войны достаточно широко распространяется представление об упадке западной культуры, Элиот размышляет о важнейших симптомах кризиса и находит их в упадке поэзии, последовавшем за «распадом интеллекта». Его основная примета – «разобщенность звука, образа и мысли»3 – метафизической поэзии XVII века еще не свойственна. Но именно в ней впервые выражает себя и еще преодолевается явление, которое Элиот назвал dissociation of sensibility («распад восприятия») и которое, по его мнению, привело к современному состоянию поэзии.

Во всех своих историко-литературных и теоретических построениях Т. С. Элиот выступает не как ученый, носитель академического знания, восстанавливающий объективную картину развития поэзии, но как поэт, ищущий выход из тупика, глубоко озабоченный созданием нового языка поэзии. В рецензии для журнала «The Nation and the Athenaeum» он говорил о современной поэзии: «Догматический сон последних ста лет разрушен, нужно посмотреть в лицо хаосу: мы не можем вернуться к состоянию сна и назвать это порядком, у нас не может быть никакого порядка, кроме нашего собственного, но у Донна и его современников мы можем получить наставление и поддержку»## Eliot T. S. John Donne // The Nation and the Athenaeum. 1923. V.

  1. См. обэтом: Duncan J. E. The Revival of Metaphysical Poetry. The History of a Style, 1800 to the Present. Minneapolis, 1959. P. 118 – 126.[]
  2. Шайтанов И. Уравнение с двумя неизвестными. Поэты- метафизики Джон Донн и Иосиф Бродский // Вопросы литературы. 1998. N 6. С. 16.[]
  3. Eliot T. S. The Varieties of Metaphysical Poetry: the Clark Lectures at Trinity College, Cambridge, 1926, and the Turnbull Lectures at the Johns Hopkins University, 1933 / Ed., introd. by R. Schuchard. N.Y., 1993. P. 175. В дальнейшем ссылки на лекции даются по этому изданию в тексте статьи с указанием страницы в скобках.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2004

Цитировать

Половинкина, О.И. Феномен поэта-критика. Лекции о метафизической поэзии Т. С. Элиота / О.И. Половинкина // Вопросы литературы. - 2004 - №4. - C. 79-100
Копировать