М. М. Гиршман. Литературное произведение: Теория художественной целостности
У известного донецкого филолога М. Гиршмана есть по крайней мере две ипостаси. С одной стороны, он автор глубоких и насыщенных анализов поэтических и прозаических произведений. Оба вида литературы разбираются им с одинаковым блеском. Уже более тридцати лет исполнилось его статье о брюсовском «Антонии»1, одной из образцовых работ в своем роде2. Замечания о природе и функции прозаического ритма были в свою очередь объединены автором в книгу «Ритм художественной прозы» (М.: Советский писатель, 1982), которая ныне также считается классической. С другой стороны, М. Гиршман заработал себе в некоторых кругах почти непререкаемый авторитет в качестве теоретика литературы. Новый увесистый том подытоживает его теоретические изыскания3.
Книга состоит из трех частей, группирующих статьи 1973- 2001 годов. Основной массив составляют разборы конкретных произведений, обрамляемые с двух сторон теоретическим введением, где обосновывается идея «целостности», и небольшой по объему третьей частью, претендующей на философскую рефлексию литературной целостности в свете учения о «диалоге» (М. Бахтин, М. Бубер и т.
- Первую публикацию см.: Поэтический строй русской лирики / Под ред. С. Холшевникова. Л.: Наука, 1973.[↩]
- Во всяком случае, такое мнение высказывается в: Гаспаров М.»Антоний» Брюсова. Равновесие частей // Гаспаров М. Избранные труды. Т. 2. О стихах. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 37.[↩]
- Промежуточные результаты теоретической работы автора нашли отражение в таких его книгах, как: Гиршман М. Литературное произведение. Теория и практика анализа. М.: Высшая школа, 1991; Гиршман М. Избранные статьи: Художественная целостность, ритм, стиль, диалогическое мышление. Донецк: Лебедь, 1996.[↩]
Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №4, 2004