№5, 2019/Книжный разворот

Ф. Чудаков. «Чаша страданья допита до дна!..» Из творческого наследия выдающегося сатирика начала ХХ века

Книга «Чаша страданья допита до дна!..» — начало знакомства современной читающей публики с Федором Ивановичем Чудаковым. Писатель родился в далеком 1888 году, а умер сто лет назад, в 1918-м. 13 марта, во время Гамовского мятежа1, Чудаков с женой совершили самоубийство, прервав жизнь и своей маленькой дочери. Вероятно, данным поступком семья желала подчеркнуть непричастность к кровавым событиям и абсолютное неприятие того пути, который предлагали России большевики. По политическим причинам личность и творчество Чудакова, отрицавшего и открыто критиковавшего власть Советов, были преданы полному забвению. Его произведения, уже современниками осознававшиеся как явление значительного художественного масштаба, оказались стерты из культурной памяти. Личный архив Чудакова после его трагической кончины и смерти в феврале 1920 года наследника — старшего брата Дмитрия — сохранить не удалось.

Вышедшая книга, получившая название по строчкам одного из стихотворений амурского автора, — первая попытка собрать воедино его многообразное художественное наследие. Она оказалась успешной благодаря профессору, доктору филологических наук А. Урманову, который вот уже более десяти лет кропотливо занимается поиском произведений выдающегося сатирика. Исследователь, составляя «Чашу страданья…», провел огромную источниковедческую, библиографическую и текстологическую работу, направленную на воскрешение творческой вселенной Федора Чудакова. Создание книги было сопряжено с рядом трудностей, главная из них — поиск давно ставших раритетом амурских периодических изданий начала ХХ века, в которых трудился и печатался Чудаков. Розыск газет и журналов стоил литературоведу немалых усилий, поскольку в дальневосточных архивах и музеях местной пред- и послереволюционной периодики почти не сохранилось, ее буквально по крохам пришлось собирать по всей стране, штудировать архивы, музеи и библиотеки Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Пензы и других городов. В некоторых случаях нужно было выходить и за пределы России: обращаться к зарубежным архивным коллекциям, в силу обстоятельств в большем объеме и лучшем качестве сберегшим русскую периодику первой половины ХХ столетия. Следовательно, для современного гуманитарного дискурса книга Чудакова — явление уникальное. Она заявляет о прежде неизвестном большом литературном даровании, вбирает ранее не вводившиеся в научный оборот художественные тексты, позволяющие получить целостное представление о специфике внутреннего мира писателя, а также объемно воссоздать картины былой российской действительности.

«Чаша страданья…» открывается предисловием «Амурский Саша Черный», название которого не просто интригует читателя, но сразу же ставит Чудакова на одну ступень с ведущими сатириками Серебряного века, авторами столичных журналов «Сатирикон» (1908–1914) и «Новый Сатирикон» (1913–1918). Вступительная статья делится на две части. Первая — история почти векового небытия и недавнего обретения Чудакова, вторая — повествование о его жизненном пути, дополненное ссылками на источники, позволяющими более полно познакомиться с этапами биографии и творчества писателя [Урманов 2009; Урманов 2013].

Книга состоит из шести разделов. Самый большой — начальный: «Сатира». Это объяснимо, поскольку сатирическая нота доминирует в чудаковском творчестве. Редактор-составитель отмечает: «Количество созданных им сатирических произведений существенно превышает число всех иных произведений, вместе взятых» (с. 561). Одна из излюбленных жанровых форм автора — фельетон, явленный в многообразии вариаций: «Чаще всего Чудаков обращался к <…> фельетону, реже писал сатирические стихотворения, однако в его <…> наследии есть также басни, анекдоты, сатирические рассказы, разного рода прозаические и стихотворные миниатюры» (с. 561). Произведения располагаются согласно источникам, в которых были впервые помещены самим Чудаковым: сборник стихотворений «Шпильки» (1909); журналы «Колючки» (1909–1910), «Зея» (1914–1915), «Дятел, беспартийный» (начало 1918-го); газеты «Амурский край» (1899–1910), «Эхо» (1908–1915), «Амурское эхо» (1915–1917), «Народное дело» (1917–1918). Такое структурирование, вопервых, позволяет хронологически идти «вслед за автором» художественных текстов, прослеживая его литературное развитие, вовторых, реконструировать корпус ведущей амурской периодики первой четверти ХХ века.

Сатирическое наследие Чудакова выдает в нем необычайно остроумную и одаренную личность, человека, глубоко переживавшего за судьбу России, остро реагировавшего на несправедливость и абсурдное поведение властей, тонко чувствовавшего мельчайшую фальшь той исторической эпохи, в которой ему выпало жить.

Последующие четыре раздела — «Легенды и сказки», «Лирика», «Проза», «Драматургия» — свидетельствуют о многостороннем таланте Чудакова, писавшего в разных жанрах. Каждая из частей чрезвычайно важна. Так, представляя лирику Чудакова, А. Урманов пишет: «Рассмотрение лирических произведений <…> позволяет увидеть <…> содержательные <…> и формально-стилевые изменения, что может дать ценный материал для постижения логики мировоззренческой и эстетической эволюции писателя» (с. 667). Последний раздел книги «Отклики на смерть Ф. Чудакова. Воспоминания» проливает свет на обстоятельства и причины трагического ухода писателя, чья кончина явилась шоком для его современников. Спустя сто лет она и у потомков вызывает противоречивые чувства и неоднозначные суждения.

Собрание художественных произведений Чудакова дополнено обширным научным комментарием, который можно отнести к безусловным достоинствам рецензируемого издания. Он зеркален разделам, что помогает читателю легко ориентироваться внутри книги. Наибольший сопровождает сатирическую часть. Комментарий составлен очень скрупулезно. В поле зрения попадают все периодические и художественные издания, где печатался Чудаков. Им дается подробная характеристика: указываются библиографические параметры, прослеживается история создания. Если книга считалась утраченной (сборники «Шпильки», «Пережитое» и др.), то приводятся данные о месте и времени ее обретения. Редактором-составителем проведена детальная лингвистическая работа с чудаковскими текстами, объяснены все устаревшие, просторечные, диалектные слова, малоупотребительные фразеологизмы, расшифрованы топонимы. Поясняются также литературные связи, образы мифологических богов и героев, аллюзии и реминисценции, встречающиеся в произведениях. Пристальное внимание уделено разъяснению исторического контекста. Освещается каждая личность, упомянутая, подразумеваемая или связанная с Чудаковым. Государственные, политические и общественные деятели, писатели, журналисты Приамурья очерчены подробнее. Таким образом, комментарий, вобравший заметки о том или ином историческом явлении, персоне, художественном издании, носит, по сути, энциклопедический характер. Читатель может знакомиться с художественными текстами, а также получать представление о культурно-политической жизни Амурского края первой четверти ХХ столетия.

Помимо этого комментирование включает и исследовательскую составляющую. А. Урманов, знаток творчества Чудакова, вводит небольшие экскурсы о поэтике писателя, раскрывает закономерности его художественного мира. Поэтому «Чаша страданья…» — не просто сборник литературных произведений, но и своеобразная литературоведческая монография, затрагивающая основные вехи жизни сатирика, выявляющая специфику его творчества.

Отдельно следует сказать о псевдонимах «амурского Саши Черного», их насчитывается немало: Амурец, Босяк, Гусляр, Дядя Федя, Кузьма Резниченко, Язва и др. Лишь небольшая часть была устойчива, многие же использовались сатириком всего несколько раз (часто единожды). Труд редактора-составителя требовал тщательного сопоставления художественных текстов, масштабной работы с образно-стилистическими структурами.

Издание отличает качественная полиграфия. Книга прекрасно оформлена, имеет суперобложку, дополнена 16-страничной мелованной вставкой, вбирающей уникальные фотографии Чудакова и его сподвижников, редкие архивные кадры города Благовещенска, изображения обложек и страниц сборников сатирика, журналов и газет, в которых он печатался и которые издавал, иллюстрации, выполненные его рукою, фотографии двух предсмертных писем Федора Ивановича и его жены.

Особо хочется отметить обложку «Чаши страданья…»: в ее оформлении использована репродукция картины В. Кандинского, отражающая не только трагизм эпохи, в которую жил Чудаков, но и его мятущуюся, противоречивую натуру, то «драматическое умонастроение», которое определило, по-видимому, трагический исход жизни писателя.

Вышедшее издание не исчерпывает творческого наследия Федора Чудакова. В настоящее время почти готова вторая книга — «Накипь дня», приуроченная сразу к двум юбилейным датам (20 февраля 2018 года — 130 лет со дня рождения писателя, а через три недели, 13 марта — столетие с момента его гибели) и объединившая немало замечательных произведений сатирика, «талантливо воссоздающих разные грани общероссийской и амурской действительности начала ХХ века» [Урманов 2017].

  1. Гамовский мятеж – антибольшевистское восстание под предводи­тельством атамана Амурского казачьего войска И. Гамова, про­исходившее с 6 по 13 марта 1918 года в городе Благовещенске и подавленное силами Красной армии. Жертвами события стали более 200 человек []

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2019

Литература

Урманов А. В. «Шпильки» нашлись! (Об одной литературной сенсации) // Амур: Литературный альманах БГПУ. 2009. № 8. С. 59–66.

Урманов А. В. Чудаков Федор Иванович // Энциклопедия литературной жизни Приамурья XIX–XXI веков / Ред., сост. А. Урманов. Благовещенск: БГПУ, 2013. С. 423–428.

Урманов А. В. «Ну, который теперь мне год? Черт его знает, который!..»: История о том, как Федор Чудаков обрел, наконец, день рождения // Лосевские чтения — 2017: Материалы Х региональной научно-практич. конф. / Под ред. А. Урманова. Благовещенск: БГПУ, 2017. С. 13.

Цитировать

Смыковская, Т.Е. Ф. Чудаков. «Чаша страданья допита до дна!..» Из творческого наследия выдающегося сатирика начала ХХ века / Т.Е. Смыковская // Вопросы литературы. - 2019 - №5. - C. 280-285
Копировать