№3, 2002/В шутку и всерьез

Это не случайно!

В последнее время стало модным находить всякого рода скрытый подтекст в старых, всем хорошо известных книгах. Проанализировав подобные изыскания, нетрудно выявить приемы, используя которые можно отыскивать скрытый подтекст где угодно. Для этого достаточно, в частности, обнаружив любое совпадение, многозначительно произносить: «Это не случайно!»

Желая спародировать подобные построения, я решил найти скрытый подтекст в «Войне и мире».

Л. Н. Толстого невозможно заподозрить в желании внести в роман какую-либо скрытую тенденциозность. Тем не менее мне удалось обнаружить в его романе множество деталей, которые хорошо согласуются между собой и могут быть с помощью слов «не случайно» интерпретированы как свидетельство вполне определенной тенденции.

Посмотрев на этот роман с такой необычной точки зрения, я уже не мог с нее сойти. Постоянно находились все новые детали, также хорошо укладывающиеся в рамки этой тенденции. Которую я к тому же обнаружил и в «Анне Карениной». И я уже боюсь перечитать «Воскресение», чтобы и там не обнаружить нечто похожее. И порой я и сам прихожу к выводу, что слишком уж много у Толстого таких совпадений, чтобы их можно было объяснить простой случайностью.

Если присмотреться к главным героям «Войны и мира», то нетрудно заметить, что среди отрицательных героев нет ни одного графа по рождению. Все природные графы – герои сугубо положительные. (Напомним, что отрицательная графиня Безухова приобрела этот титул, выйдя замуж за графа.) Положительным графам противопоставлены целые семейства отрицательных князей – Друбецких и Курагиных. Причем князья Курагины не только аморальны, но и просто глупы. Если руководствоваться логикой современных литературных нравов, то было бы естественно связать это противопоставление с графским титулом автора романа.

Однако в примитивную схему противопоставления положительных графов и отрицательных князей не укладывается очень достойное семейство князей Болконских. Но здесь уместно вспомнить, что литературные герои имеют двоякую природу. В какой-то мере они являются продуктом творческой фантазии автора, а в какой-то мере в них отражаются наблюдения автора за реальными людьми. И в этом смысле, возможно, имеет значение, что князья Болконские имеют много общего с реально существовавшими предками Л. Н. Толстого.

Действительно, в романе генерал-аншеф князь Николай Болконский имел дочь Марью, которая вышла замуж за отставного военного графа Николая, сына Ильи Андреевича Ростова. В реальной жизни дед писателя генерал-аншеф князь Николай Волконский имея дочь Марию, которая вышла замуж за отставного военного графа Николая, сына Ильи Андреевича Толстого. Есть также другие совпадения, но и этих достаточно, чтобы предположить, что в описании семейства Болконских творческая фантазия автора играла меньшую роль, чем при описании других героев. И следовательно, чтобы сказать, что творческая фантазия автора «Войны и мира» создавала положительных графов и отрицательных князей.

Но еще более отчетливо можно увидеть противопоставление князей и графов, если присмотреться к семейной жизни главных героев романа. Действительно, тема счастливой семейной жизни графов проходит красной нитью через весь роман. От описания дружной семьи графов Ростовых в начале первого тома до эпилога, посвященного счастливой жизни двух породнившихся графских семейств. Даже неумный Берг нашел свое счастье, женившись на графине.

В то же время в романе много места уделено описанию тяжелой обстановки в княжеских семьях. В основном – у Болконских, но также и у Курагиных. В общую схему укладывается также бездетная семья Пьера и Элен Безуховых – результат «смешанного брака» между графом и княжной. Граф Безухов, женившись на княжне, горько в этом раскаивался. А княжна Курагина, выйдя замуж за графа, жила в свое удовольствие. И погибла вскоре после разрыва с мужем-графом.Но противопоставление графов и князей, конечно не в пользу последних, можно еще более отчетливо увидеть, если проанализировать судьбу главных героинь романа – Марьи Болконской и Наташи Ростовой. Действительно, Марья Болконская отвергла сватовство князя Курагина, проявила полное равнодушие к заинтересовавшемуся ею князю Друбецкому, но горячо полюбила графа Ростова и вышла за него замуж. Та же тенденция, но еще более отчетливо, проявилась в судьбе Наташи Ростовой.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №3, 2002

Цитировать

Гольдфаин, И. Это не случайно! / И. Гольдфаин // Вопросы литературы. - 2002 - №3. - C. 371-375
Копировать