№1, 2022/Теория литературы

Этическая литературная критика: основная концепция и представление о дидактике

В последние три десятилетия китайская гуманитарная мысль стремилась овладеть всеми теориями и кругом понятий, составляющими основу западного, в том числе и российского, знания в ХХ столетии. Количество переводов — огромно. Переведено практически все сколько-нибудь значительное. Китайские литературные конференции собирают сотни участников из Китая, Южной Кореи, Японии с приглашением десятков европейцев и американцев. Россия представлена скромнее, но имя М. Бахтина окружено в китайском академи­ческом сообществе особым ореолом. Полностью переведены и изданы как его сочинения, так и все, что написано о нем в России и на Западе. В университетские программы включен курс «Бахтинистика», а ссылки на имя ученого стали почти столь же обязательными, как в недавнем прошлом — на классиков марксистской философии, не утратившей, впрочем, своего значения и поныне. В какой-то степени можно сказать, что Бахтин, не отменяя основ теории, переориентировал ее в морально-этическом направлении. Этот поворот оказался созвучным собственно китайской традиции, на основе которой утвердилось направление этической литературной критики, обретающей все большее влияние в Китае.

В постмодернистской разноголосице этическая критика была заявлена китайскими учеными как новое литературное направление. Об основных ее положениях рассказывает веду­щий теоретик и главный организатор международных форумов, проходивших в самом Китае, в Южной Корее, Японии, Англии, Эстонии, профессор Не Чжэньчжао. Статья дает представление о том, как воспринимают литературу и литературную критику в современном Китае. Это выбор, сделанный на основе опыта, обретенного за последние десятилетия в контексте изучения мировой литературы.

*****

Предпосылки возникновения этической литературной критики

Этическая литературная критика рассматривает литературу, ее природу и дидактические функции с этической точки зрения и на этой основе производит анализ и интерпретацию литературного произведения. Она рассматривает литературный текст как свой основной объект, использует свою собственную терминологию для интерпретации различных явлений жизни, описанных в тексте, анализирует этические проблемы в сложных отношениях человека с самим собой, обществом и природой; вскрывает различные парадигмы этического выбора в конкретной исторической обстановке, анализирует происхождение, развитие и результаты этического выбора.

Расцвет литературных теорий способствовал развитию литературы и исследований о ней, однако и по сей день возникает целый ряд трудностей, связанных с попытками их определения. Например, феминистская критика, экологическая критика, культурная критика, колониальная критика, структурная критика и так далее — если это теории, то как мы их определяем? Какова их теоретическая база? Очевидно, данные вопросы заслуживают отдельного внимания. Если это литературоведческие теории, то лучше было бы сказать, что перед нами литературоведческие или, если быть еще точнее, исторические, политические, социальные или культурные идеологии. Эти идейные течения, однако, не создали собственную упорядоченную теоретическую систему с характерной методологией. Но поскольку они сформировались в определенный исторический период, в определенной этической среде, этическом контексте, то представляют собой социальные идеи и течения, которые не только поднимают ряд социальных проблем, имеющих общие черты, но и могут получить широкую социальную идентификацию.

Так, феминистская критика, которая началась с мысли о политическом равенстве мужчин и женщин и борьбе за право женщин участвовать в выборах, даже если позже была внедрена в литературную критику, все еще не построила свою собственную литературную критическую теорию и не сменила свой политический уклон. То же касается и экологической критики. Возникнув на фоне серьезного экологического кризиса, вызванного загрязнением окружающей среды, она ставила своей целью привлечь внимание к острым экологическим проблемам. Загрязнение окружающей среды — это не только экономическая, но и социально-политическая проблема. Экологический кризис имеет глобальный характер, угрожающий выживанию человечества, он стал социальной проблемой, а способы устранения загрязнения окружающей среды — насущным вопросом. Тем не менее в области литературы, в сферах политики и культуры собственные системные подходы к этой теме так и не были найдены.

С 1960-х годов прошлого века под руководством профессора Чикагского университета Уэйна Бута начала стремительно распространяться этическая критика. В 1990-е годы она подверглась суровому осуждению со стороны некоторых ученых в США. Например, профессор Познер из Чикагского университета опубликовал две статьи под названием «Against Ethical Criticism» («Против этической критики»), в которых настойчиво отстаивает эстетический подход Уайльда: «По существу, не имеет никакого значения, нравственна книга или аморальна. Есть разница в том, хорошо ли написана книга или плохо. И ничего более»1 [Posner 1997: 1]. Он утверждает: «Правильный критерий оценки литературы — это эстетический, а не этический критерий» [Posner 1997: 2].

Односторонний взгляд Познера свидетельствует не только о возрождении эстетизма, но, что еще более важно, и о том, что американская этическая критика не сформировала свою законченную теоретическую систему и не построила собственную методологию исследования литературы. Хотя этическая критика продержалась в США до начала XXI века, она так и не переросла из идейного течения в литературную теорию. При этом профессор Бут, отстаивая этическую ценность литературы, поднял ряд важных теоретических вопросов, ответы на которые еще предстояло дать.

Теоретические предпосылки: этический отбор

К началу XXI века этическая критика пришла в упадок в США, но начала стремительно развиваться в Китае. На основе теории этического отбора («ethical selection») сформировалась система критического дискурса в кругу понятий этического выбора («ethical choice»), этической идентификации, этической среды или контекста, свободы воли, рациональной воли и так далее.

Естественный отбор — природный феномен, когда в ходе борьбы за существование выживают наиболее приспособленные, а менее приспособленные выбывают; это начальный этап биологической эволюции в истории человеческой цивилизации. Естественный отбор — это и процесс, и результат эволюции живого мира.

Посредством как активной борьбы, так и пассивного ожидания эволюция определила существо человеческой формы, которая позволила человеку дистанцировать себя от мира животных. Живые существа адаптируются, постепенно изменяясь. Конечная форма не предопределена, а естественным образом отобрана в ходе эволюции. Это справедливо и в отношении человека как живого существа: распределение его органов чувств, функциональное разделение конечностей, совершенный речевой аппарат и т. д. не предопределены, а являются результатом естественного отбора в ходе длительной эволюции. В смысле естественного отбора человека эволюция — биологический термин.

В ходе естественного отбора человек обретает физическую форму, но неизбежно наследует и животный фактор. Это единство запечатлено в памяти человечества. Текст древнекитайского трактата «Книга гор и морей», повествующий о реальной и мифической географии Китая, соседних с ним земель и обитающих там животных, описывает достаточно большое количество божеств, демонстрирующих черты человека и животного, слившихся воедино, как в образах Фуси и Нюйвы, которые, как считают китайцы, создали китайский народ: «Чешуйчатое тело Фуси, змеиное туловище Нюйвы» («Собрание избранных произведений Ван Яньшоу»). На более поздних изображениях на каменных барельефах Фуси и Нюйва также не изменили свой облик с человеческим лицом и змеиным телом. Богиня Сиванму, владычица западных земель и Страны мертвых, насылающая небесные кары и болезни, выглядит следующим образом: «Ее внешность подобна человеческой, хвост барса, клыки тигра» («Книга гор и морей»).

Археологические находки в Китае также свидетельствуют об образе получеловека-полузверя, подобного тем, что находим в «Книге гор и морей». Например, при раскопках руин М27 в селении Ляндай в Ханьчэне провинции Шэньси были обнаружены яшмовые подвески с изображением существа с лицом человека и туловищем тигра периода династии Западная Чжоу; при раскопках усыпальницы Фу Хао среди Иньских руин у города Аньян в провинции Хэнань были обнаружены нефритовое копье и древко клевца гэ с человеческим лицом и телом птицы;

  1. Перевод с английского наш. — Н. Ч., С. К.[]

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2022

Литература

Конфуций. Записки о благопристойности. Канон сыновней почтительности / Перевод и ред. Люй Южэнь. Гуйян: Народное издательство Гуйяна, 2009.

Фейербах Л. Фрагменты разных работ / Перевод с нем. Ю. Антоновского // Мир философии. В 2 ч. Ч. 2: Человек. Общество. Культура / Под ред. П. Гуревича и В. Столярова. М.: Политиздат, 1991. С. 33–38.

Фэн Мэнлун. Слово простое, мир предостерегающее. Ч. 1. Фучжоу:
Народное издательство Фуцзяня, 1981.

Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом / По переводу В. Засулич, Л. Мартова. М.: Флинта, 1988.

Энциклопедический словарь в 86 тт. Т. 24 (Кн. 47) / Под ред. Ф. Брокгауза и И. Ефрона. СПб.: Семеновская типолитография, 1892.

Ян Цзеньфан. Мир божеств и чудовищ на древней резной яшме:
сопоставление с «Книгой гор и морей» // Журнал Национального музея Китая. 2011. № 1. С. 59–65.

Posner R. A. Against ethical criticism // Philosophy and Literature. 1997. № 21 (1). P. 1–27.

Цитировать

Чжэньчжао, Н. Этическая литературная критика: основная концепция и представление о дидактике / Н. Чжэньчжао, С.А. Каминская // Вопросы литературы. - 2022 - №1. - C. 104-119
Копировать