№1, 2022/Книжный разворот

Ad virum illustrem. К 70-летию Михаила Леонидовича Андреева: Коллективная монография / Ред.-сост. А. В. Голубков, И. В. Ершова, К. А. Чекалов. М.: Дело, 2021. 824 с.

«Ad virum illustrem» — этот изящный заголовок коллективной монографии-подношения к 70-летию Михаила Леонидовича Андреева дает своеобразный ключ к содержанию сборника. В дар знаменитому ученому, специалисту по итальянскому Возрождению, исследователю театра, который занимается также проблемами перевода и исторической поэтики, его коллеги и последователи создали его научное «жизнеописание» (отсюда — соответствующая отсылка к жанру ренессансной дидактической прозы).

Сам жанр коллективной монографии, привычный для юбилейных сборников, кажется в данном случае особенно уместным. Это своего рода «тетрамерон»: тематика разделов подсказана основными сферами научных интересов «знаменитого мужа», к которому прямо или косвенно обращается каждый участник этого интеллектуального диалога — коллега или ученик М. Андреева. В этом возвышенном пространстве (хочется добавить — сродни Боккаччиевой вилле под Флоренцией или Рафаэлевой «Афинской школе») встречаются и беседуют самые разные исследователи. Тематический охват монографии — от архаического театра до новелл Карен Бликсен, от итальянских карт Московии середины XVI века до французских юмористических пьес первой трети XIX века, от травелогов испанских конкистадоров до иронии Сологуба — демонстрирует сумму знаний современной гуманитарной науки, важную роль в которой играет вклад М. Андреева.

Яркость, разнообразие и богатство материала дополнительно подчеркнуты структурой разделов: внутри раздела статьи почти всегда располагаются в алфавитном порядке, так что читатель постоянно путешествует между эпохами и странами. Так, первый из четырех разделов монографии, посвященный «театру и театральному», открывается статьей Н. Брагинской об архаическом театре, который следует рассматривать «в сравнительной перспективе» (с. 26). Сразу после этого мы переносимся в Европу 1910–1930-х годов — исследование Е. Гальцовой посвящено влиянию Пиранделло на театральные теории Антонена Арто, в частности — «проблеме самой сущности театра» (с. 37). Статья Н. Гринцера снова уносит нас в эпоху античности, к предложенному ученым пониманию комедии у Аристотеля — к интерпретации сказанного, к реконструкции несохранившегося и к элегантному подтверждению теории М. Андреева о том, что древнеаттическая комедия V века до н. э. слишком близка «к истокам жанра» (с. 53) и не является «комедией в чистом виде», поскольку «строилась как некая «паратрагедия»» (с. 76).

И так далее: за эпохой позднего романтизма следует испанский золотой век, за статьей Г. Ермоленко о «ситуативной, вербальной, цитатной и пародийной» (с. 94) иронии в драмах Мюссе следует отчасти созвучная исследованию Н. Гринцера и также апеллирующая к трудам М. Андреева статья И. Ершовой о сути трагикомедии в понимании Лопе де Веги и о сложности положения «среднего жанра» между трагедией и комедией. Статья Е. Луценко о том, как дискуссия о Шекспире, которая развернулась в XVIII–XIX веках «от Петербурга до Неа­поля» (с. 114), научила «европейцев мыслить сравнительно» (с. 116), сменяется более локальным анализом драматургических принципов в новеллах Карен Бликсен В. Пешковой; завершает первый раздел статья Т. Чесноковой, в которой исследуется несколько «маргинальная» (с. 141) для английской комедии от Колмана до Шеридана семейная линия сюжета.

Второй раздел — «Италия и итальянистика» — открывается подробнейшим разбором Е. Костюкович сонета Микеланджело Буонарроти.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2022

Цитировать

Маркова, М.В. Ad virum illustrem. К 70-летию Михаила Леонидовича Андреева: Коллективная монография / Ред.-сост. А. В. Голубков, И. В. Ершова, К. А. Чекалов. М.: Дело, 2021. 824 с. / М.В. Маркова // Вопросы литературы. - 2022 - №1. - C. 276-282
Копировать