№1, 1974/Жизнь. Искусство. Критика

Эстетика в движении

В первой половине сентября 1973 года в Алма-Ате состоялась V конференция писателей стран Азии и Африки. В столице Казахстана собрались около 180 зарубежных писателей из 55 стран Азии и Африки и 22 литератора-наблюдателя из стран Европы и Америки, Среди участников конференции были видные прогрессивные литераторы, ветераны афро-азиатского писательского движения: Фаиз Ахмад Фаиз из Пакистана, Субхас Мукерджи и Саджад Захир из Индии, Сембен Усман из Сенегала, Халилулла Халили из Афганистана… Приехали и многие литераторы, впервые участвующие в конференции афро-азиатских писателей, представляющие новые силы в литературе,

Всех участников конференции объединяла «вера в высокое общественное предназначение литературы, в ее приверженность принципам мира, гуманизма и прогресса», – как говорилось в приветственном послании тов. Л. И. Брежнева ее участникам. Уже более пятнадцати лет движение афро-азиатских писателей объединяет лучшие силы литератур борющихся континентов.

В выступлениях участников Алма-Атинской конференции отразилась сложная картина литературного процесса в странах Азии и Африки в послевоенный период. Завоевание национальной независимости вызвало к жизни новые явления в культурах бывших колониальных и зависимых стран, обусловило более интенсивные темпы их развития. Об этом хорошо сказал, выступая на Ташкентской конференции, Назым Хикмет. По его мысли, ни в один период истории, ни на одном континенте писатели не обрабатывали столь грандиозный в сложный материал.

Если в период колониального господства направленность литератур самых разных стран определялась задачами, продиктованными освободительной борьбой, то ныне литература сталкивается с иными – и более сложными – задачами. По какому пути пойдут освободившиеся от колониальной зависимости народы Азии и Африки? Кто их истинные друзья и кто враги? В чем состоит сущность социально-экономического, политического и культурного прогресса и что считать прогрессом в литературе? Все эти вопросы в странах Азии и Африки приобрели сегодня особую актуальность, и они не могут не волновать писателей.

Борьба на литературном фронте становится составной частью борьбы за создание подлинно независимых, демократических государств. Имеющая определенное распространение в странах Азии и Африки литература (как модернистского, так и традиционалистского направления), отстаивающая идеи автономии искусства и отрицающая ответственность писателя перед обществом, – такая литература не может удовлетворить запросы и интересы растущей читательской аудитории, ищущей в искусстве ответы на вопросы, поставленные самой жизнью, вопросы политического характера.

Участники встречи в Алма-Ате с одобрением встретили слова члена Политбюро ЦК КПСС Д. А. Кунаева, выступившего на открытии конференции: «Напрасно иногда говорят, что литератор находится вне политики, что у него одна сфера деятельности – творчество… Разве защита гуманистических идеалов, защита равноправия людей, независимо от цвета кожи, расы и убеждений, не есть самая справедливая политика?» О роли писателя в борьбе за общественно-политический прогресс говорили А. Кешоков и известный пакистанский поэт Фаиз Ахмад Фаиз, прозаик из Кении Джеймс Нгуги и писатель из Бангладеш Мазхарул Ислам. В борьбе за лучшее будущее человечества писатели «должны находиться на передовых позициях, среди передовых борцов за осуществление сокровенных чаяний наших народов», – подчеркнул в своем выступлении генеральный секретарь Ассоциации писателей стран Азии и Африки Юсеф эс-Сибаи.

В общей декларации – основном документе, принятом на конференции, – отмечалось, что она «знаменует новый этап в развитии движения афро-азиатских писателей». Конференция проводилась в обстановке разрядам международной напряженности. «Ныне, когда в политическом климате планеты происходят позитивные изменения; связанные с перестройкой международных отношений на принципах мирного сосуществования государств с различным общественным строем, – говорилось в послании тов. Л. И. Брежнева участникам конференции, – расширение контактов и плодотворный обмен духовными ценностями открывают перед творческой интеллигенцией стран Азии и Африки новые возможности для активного участия в дальнейшем укреплении единства всех сил, борющихся за мир, национальное освобождение и социальную справедливость». Участники конференции с гордостью говорили о том, что свой вклад в дело защиты мира вносит и афро-азиатское писательское движение.

Среди многих проблем, обсуждавшихся на Алма-Атинской конференции, особое место заняла проблема общности афро-азиатских литератур. Что сближает между собой национальные литературы двух континентов? Как соотносится в них специфическое, особенное и общее, свойственное всей современной мировой культуре? Вокруг этой проблемы в странах Азии и Африки ведутся оживленные дискуссии.

Приверженцы модернистских концепций обычно утверждают, что подлинно интернациональным в афро-азиатских литературах является мотив отчуждения человека. Путь к преодолению национальной ограниченности, стиранию различий между «отсталым Востоком» и «передовым Западом», к достижению универсального единства в мировой культуре, по их мнению, заключается в отказе от национальных традиций, от реализма. Тенденция к денационализации, якобы являющаяся магистральной линией развития мировой культуры, провозглашается действенной и для афро-азиатских культур.

Прогрессивные деятели развивающихся литератур выступают против подобного понимания интернационального начала в афро-азиатской литературе, подчеркивая при этом, что следование канонам модернистского искусства ведет в литературе не к завоеваниям, а к стиранию ее самобытности и значимости. Имея в виду апологетов денационализации афро-азиатских культур, А. Алимжанов подчеркивал, что они стараются объявить несостоятельным подлинно реалистическое направление в литературе, подменить его псевдосовременным трюкачеством, ибо именно реализм и современность литературы делают ее созвучной требованиям времени и придают ей громадную силу воздействия. Сходные мысли высказал писатель из Народно-Демократической Республики Йемен Абдалла Фадель Фариа. А турецкий прозаик Яшар Кемаль заявил, что идея арнационализации культуры прямо связана с происками империализма в развивающихся странах.

К борьбе против империалистических происков в области культуры призывали писатель из Ирака Абдель Латиф Бандер-оглы, Гауссу Диавара (Мали) и многие другие участники конференции. С их точки зрения, модернизм не может пустить глубоких корней в молодых литературах не только потому, что этот метод по своей сущности чужд художественным традициям Востока, но и потому, что он исключает из поля внимания писателя социально-экономические отношения и возможности их изменения, а это – проблема громадной важности для народов развивающихся стран и для их культуры. Художники стран Азии и Африки, выступающие с позиций модернистского искусства, как правило, изолируются от того главного, чем живут народы их стран, отрываются от своей национальной почвы.

Многие литераторы в странах Азии и Африки осознают ограниченность модернизма как метода, убеждаются в том, что он лишь сужает возможности художественного осмысления действительности. Так, например, известный индийский литератор Прабхакар Мачве отмечает: «Я думаю, что жанр экзистенциалистского романа в Индии идет на убыль» 1.

На современном этапе для афро-азиатских литератур все более характерным становится стремление к реалистическому изображению действительности, к широкому охвату жизненного материала, рассматриваемого в социальном контексте. Эту мощную тягу к реализму отмечают многие афро-азиатские литераторы. «Сущность новой литературы сводится к выявлению социальной подоплеки событий и характеров», – утверждает египетский литератор Галеб Хальса. О развитии и обогащении реализма как показателе зрелости литературы говорил на конференции в Алма-Ате Ч. Айтматов.

Существует мнение, что новейший этап развития литератур многих стран Востока отмечен появлением и распространением «массовой литературы», рассчитанной на невзыскательные вкусы. Это мнение не лишено оснований:

  1. »Indian and Foreign Review», 1969, N 9, p. 20. []

Цитировать

Челышев, Е. Эстетика в движении / Е. Челышев // Вопросы литературы. - 1974 - №1. - C. 133-145
Копировать