№5, 2006/Теория литературы

Эмблема против кончетто: Герберт против Донна

Сегодняшняя критика уверенно оперирует определением «метафизическая», говоря о русской поэзии. Возможно, слишком уверенно: увы, никак нельзя сказать, что англоязычная традиция, наполнившая этот термин определенным смыслом, освоена российским культурным сознанием. Красноречивое свидетельство – апрельский выпуск программы «Тем временем», посвященный современной поэзии. Известная поэтесса с жаром говорила о преимуществах русской поэзии перед западной. Ей возразили мужчины-интеллектуалы: как же, а Шекспир и Озерная школа? Аргумент повторили несколько раз в явной попытке припомнить что-то еще, столь же значительное, но так, вдруг, больше ничего не припоминалось. Вот уже пятнадцать лет английская метафизическая поэзия – популярный и даже модный предмет обсуждения, но внедрить ее в общественное сознание пока не удалось. Для российского интеллектуала великая английская поэзия, как и тридцать, и сорок лет назад, это Шекспир и романтики. А если все-таки речь заходит об английских метафизиках, то разговор почти неизбежно сводится к творчеству Джона Донна.

Безусловно, Донн – ключевая фигура в этой традиции, однако поэтическая метафизика XVII века не исчерпывается его поэзией. Она гораздо шире и разнообразнее. Внимательный взгляд заставляет признать первостепенное значение не только Донна, но и Джорджа Герберта (1593 – 1633). Хелен Гарднер, выдающийся специалист в этой области, разделяла поэтов-метафизиков на последователей Донна и последователей Герберта## Gardner H. Religion and Literature. L: Faber and Faber, 1971. P.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №5, 2006

Цитировать

Половинкина, О.И. Эмблема против кончетто: Герберт против Донна / О.И. Половинкина // Вопросы литературы. - 2006 - №5. - C. 208-226
Копировать