Елена Гальцова. Сюрреализм и театр. К вопросу о театральной эстетике французского сюрреализма
Елена Гальцова. Сюрреализм и театр. К вопросу о театральной эстетике французского сюрреализма. М.:РГГУ,2012. 542 с.
Известный исследователь французского сюрреализма Елена Гальцова посвятила свою новую книгу недостаточно разработанной проблеме театрального (и, отчасти, околотеатрального) творчества группы Андре Бретона (конец 1910-х- 1969 год). Исходя из полемической предпосылки о том, что место театра в эстетике французского сюрреализма «везде и нигде» (с. 15), она поднимает вопрос о том, состоялся ли сюрреализм в театре.
Несмотря на изначальную театральность самого поведения сюрреалистов, автор книги считает, что непосредственная работа в театре для сюрреалистов не была столь удачной в 1920-1930-х годах, хотя и оказала огромное влияние на дальнейшее развитие мирового театрального искусства. Особенно это, по ее мнению, касается драматургического творчества как некоторых представителей сюрреализма, так и авторов, так или иначе связанных с этим течением: Роже Витрака, Андре Бретона, Филиппа Супо, Луи Арагона, Тристана Тцара и ряда других. Их «освобождение от жанра» (с. 260) предоставляло максимальную независимость от существующих в театре стандартов. Поскольку сейчас интерес к пьесам этих драматургов возрастает, возникла потребность отрефлектировать исторический контекст их появления, проанализировать кажущиеся неудачными попытки их первоначального сценического воплощения. В России до появления книги Гальцовой попытки освоить данную проблематику были весьма эпизодичными и фрагментарными.
Автор опирается на огромное количество эмпирического материала. Она тщательно выстраивает методологический базис своего исследования, разбираясь с существующей в рамках различных подходов терминологической пестротой. В частности, это касается термина «театральность». Многие исследователи в настоящее время ссылаются на некогда популярные, а затем прочно забытые концепции российского культуртрегера Николая Евреинова, рассмотревшего театральность в самых разных ее аспектах- от театра для себя до театрализации социальной жизни и даже жизни животных. Но, несмотря на явные переклички основных евреиновских постулатов с действиями французских сюрреалистов, стремящихся к эпатажу и скандалу, Е.Гальцова не удовлетворяется лежащей на поверхности методологией. Она обращается также к теориям Вагнера, Кайуа, Хейзинги, Бахтина, Барта и Лотмана, хотя принято считать, что все они относятся к разным отраслям гуманитарного знания. Лично автору наиболее симпатична теория об особенностях театрального кода Юрия Лотмана и концепции Ролана Барта о театрализации текста и двух видах театральности- «истерической» и «свободной» (с. 49).
В центре внимания Е.Гальцовой находится «проблема специфической сюрреалистической театральности как категории сюрреализма вообще и в частности <…> эстетики сюрреалистической словесности…» (с. 445), которую она пытается решить комплексно.
Широкий исторический и эстетический контекст, выявляющий многочисленные связи сюрреализма с символизмом, романтизмом и с авангардными «измами» первой трети ХХ века, представленный в книге, делает ее невероятно объемной и информационно насыщенной. Эстетика сюрреализма предстает во всем многообразии и дерзости. Автор убедительно воспроизводит тот новаторский дух, который помешал в свое время сюрреалистам пробиться на профессиональную сцену, — слишком новаторский для своего времени, но вполне подходящий для времени сегодняшнего, когда накоплен определенный культурный и эстетический багаж в области протестного и эпатажного искусства. Именно поэтому книга Гальцовой кажется столь интересной именно сейчас.
Выстроенность теоретической платформы позволяет авторувнести ясность в эмпирический материал, который и сам по себе невероятно интересен: он представлен с такой степенью наглядности, что читатель будто бы проживает отрезок своей жизни в группе сюрреалистов и их интеллектуальном окружении. Автор, будучи глубоко интегрированной во французскую культуру, зачастую не удовлетворяется существующими переводами различных произведений, в том числе и теоретических работ, и добавляет свои собственные варианты знакомых и малоизвестных текстов, обнаруживая в них скрытые от русского читателя предыдущими переводами нюансы.
Е.Гальцова показывает связь различных культовых концепций ХХ века (в частности, театра жестокости Арто и театральной теории Кандинского) с поисками круга Бретона. Театр абсурда, современная форма хеппенинга и постмодернистского перформанса имеют корни все в том же сюрреализме, выросшем из символизма и романтизма, уходящих в свою очередь своими корнями глубоко в Средневековье (не случайно Гальцова находит и некоторые параллели со средневековым театром).
Именно такой подход делает книгу фундаментальной, позволяющей читающим ее исследователям театра и литературы опереться на тщательно и элегантно выстроенный историко-культурологический базис поисков сюрреалистов, их предшественников и последователей.
Е.ЮШКОВА
г. Вологда
Статья в PDF
Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №6, 2014