№1, 2011/Книжный разворот

Е. В. Халтрин-Халтурина. Поэтика озарений в литературе английского романтизма. Романтические суждения о литературе и художественная практика

Е. В. Халтрин-Халтурина. Поэтика озарений в литературе английского романтизма. Романтические суждения о литературе и художественная практика. М.: Наука, 2009. 350 с.

На первый взгляд, английский романтизм — в нашей стране тема вполне изученная. Поколения студентов-филологов постигали ее, читая хрестоматийные для советской эпохи книги А. Елистратовой и Н. Дьяконовой. Однако новых, современных по мысли исследований английского романтизма как целостного феномена в отечественном литературоведении нет. Монография Е. Халтрин-Халтуриной претендует заполнить образовавшуюся лакуну.

Угол зрения подсказан самим материалом: поэтическая теория и практика английских романтиков рассматривается как единое целое сквозь призму воображения. Роль ключевого понятия в работе играет «озарение» как «особый духовный опыт», «вспышка воображения» и как «структурная единица текста» (с. 3). Понятийный аппарат исследования также включает «фантазию» и «вдохновение», с которыми разграничивается воображение. Чтобы определить сущность явления в формальном плане, автор книги работает с термином «модус». «Поэзия озарений» описывается ею как «выдержанная в лирико-медитативном модусе» (с. 18). Звучит несколько расплывчато (по сравнению, например, с пасторальным модусом), однако позволяет охватить практически все основные творения великих английских романтиков, органично соединить большую и малую лирические формы, так что объектом изучения у Вордсворта становятся и стихотворения поэтического цикла «К Мэтью», и «Прелюдия», у Китса — и сонет «Кузнечик и сверчок», и поэма «Эндимион» и т. д.

Центральное место в книге по праву занимает Уильям Вордсворт, чьим именем Ч. Херфорд обозначил всю романтическую эпоху. Именно Вордсворт выделяет тот вид «озарения», с которым в исследовании соотносятся «видéния» других английских романтиков. Автор переводит выражение Вордсворта «spots of time» как «места времени», настаивая на важности «взаимопроникновения двух сущностей: пространственной и временной» (с. 41). «Места времени» представляют собой «озарение», которое «припоминается в состоянии покоя» и связано с конкретным географическим пространством. Оно заключает в себе творческую энергию, соединяющую настоящее и прошлое, провоцирующую работу читательского воображения.

Е. Халтрин-Халтурина подчеркивает важность для Вордсворта реальных жизненных событий, переживаемых как «места времени». Поэма «Прелюдия» в книге рассматривается как духовная автобиография. Список эпизодов поэмы, в которых описываются «места времени», упорядочивается и приводится в соответствие с последней авторской редакцией 1850 года. Автобиографические «места времени», как это принято в вордсвортоведении, выстраиваются в «прогрессию», которая представлена как основа сюжета «Прелюдии». Жизнеописание поэта-мечтателя, по мысли автора книги, конструируется в поэме так, чтобы «нагляднее показать, как росло его самосознание» (с.

Статья в PDF

Полный текст статьи в формате PDF доступен в составе номера №1, 2011

Цитировать

Половинкина, О.И. Е. В. Халтрин-Халтурина. Поэтика озарений в литературе английского романтизма. Романтические суждения о литературе и художественная практика / О.И. Половинкина // Вопросы литературы. - 2011 - №1. - C. 492-495
Копировать

Нашли ошибку?

Сообщение об ошибке